Рядом с красным Ан-2

Монголия-2014 или 75 лет победе на Халхин-Гол (Улан-Батор) ч.4

4 Глава - Чойбалсан и Халхин-Гол

Ранним утром 7 июля 2014г Цогтоо заехал за мной в гостиницу и мы выдвинулись на аэродром.

20140707-IMG_9675

Нам предстояло вылететь на Fokker-50 в г.Чойбалсан, а оттуда на автомобиле с друзьями Цогтоо на р. Халхин-Гол в места боёв.

г.Чойбалса́н — четвёртый по величине город в Монголии. Административный центр Восточного (Дорнодского) аймака. Город расположен на реке Керулен на высоте 747 м над уровнем моря.

Аэропорт г.Чойбалсан(ZMCD), это бывший военный аэродром ВВС СССР, располагает одной бетонной взлетно-посадочной полосой, регулярные рейсы в Улан-Батор.
В советское время на аэродроме базировалось самолеты Су-17М, впоследствии Су-17МЗ. В 1990 году 43-й полк был выведен из Монголии. Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного аэродрома в 2001 году.
Кстати, г.Чойбалсан - это родина Юрия Сенкевича.

Своё название город получил в честь маршала и главнокомандующего Монгольской Народно-Революционной армией - Хорлогийна Чойбалсана.

t750-e2735ea2542e4f06dcfd31cacc64466e76096fa4

Хорлогийн Чойбалсан возглавлял монгольскую армию в совместных с РККА операциях на Халхин-Голе и в советско-японской войне.


Вылетаем на Fokker-50. Сегодня это основной самолёт в Монголии для местных перевозок.
20140707-IMG_9682

Почти весь перелёт из Улан-Батора в Чайбалсан я провёл в кабине пилотов, на месте проверяющего.

20140707-IMG_9691

20140707-IMG_9699

20140707-IMG_9700

Молодые ребята, прошедшие обучение на пилотов в США, вернулись в родную Монголию. К сожалению русский язык монголы, моложе 30 лет знают не все. Запад оказывает своё влияние и молодёжь учит английский. Но мне повезло и КВС немного владел русским. Он рассказывал про особенности этого джета, интересовался как обстоят дела с АОН в России, удивился, когда я ему рассказал и показал фотографии восстановленного Ил-14. Это был очень познавательный полёт для меня. Подошло время посадки, мы шли в облаках и дожде.


Классический военный аэродром, перрон, небольшой терминал аэропорта. ВПП сохранили и поддерживают в хорошем состоянии.

20140707-IMG_9708

20140707-IMG_9709

20140711-IMG_0300

В Чойбалсане нас встречал сам директор аэропорта.

20140711-IMG_0312

И сразу за стол.
За несколько уже проведённых в Монголии дней я приучил себя к местной пище. Это чай с молоком, и много мяса. При этом мясо фактически диетическое - варёная говядина.
В Чойбалсане чай оказался несколько иным. Он был с солью. Вы наверное подумаете "какая гадость"? Однако, на самом деле совсем нет. Поедая варёную говядину без всяких приправ, этот чай является прекрасным средством. За всё время пребывания в Монголии у меня ни разу не случилось расстройства желудка, хотя я питался исключительно местной пищей.
Также в Чойбалсане я впервые попробовал Буузы. Происхождение бууз уходит далеко в историю и окутано легендами. Буузы - это древнее общемонгольское блюдо, которое обычно готовилось по большим праздникам или к приезду знатного гостя.

IMG_20140707_142544

Неторопливые, но в то же время быстрые сборы и вот мы с друзьями Цогтоо - главным инженером аэродрома Чойбалсан Юрой, настоятелем местного храма и его братом на УАЗ-452 (Буханка) выдвигаемся в наземную экспедицию к местам боёв на р.Халхин-Гол.
20140707-IMG_9719

Льёт дождь, степь, дороги разбегающиеся в разные стороны и уходящие за горизонт.
20140707-IMG_9712
20140707-IMG_9717

Двое суток мы тряслись в "Буханке" по степи. Шёл дождь, дорога стала скользкой, из машины невозможно было выйти даже просто пописать. А проехали всего 320 км.

20140708-DSCF8530

20140708-DSCF8533

От Чойбалсана до Халхин-Гола дорога пролегает по приграничной территории, и чтобы туда попасть нужно было получить специальное разрешение
IMG_20140711_080300

20140708-IMG_9746


И вот мы на местах боёв на р. Халхин-Гол.
IMG_20140708_165352

IMG_20140709_101027

20140708-IMG_9752

На реке Халхин-Гол
20140709-IMG_9892

Основная задача этой наземной экспедиции - подобрать место посадки самолётам АОН, на которых мы прилетим через месяц. Ну и конечно же отдать дань памяти нашим легендарным предкам.

20140708-IMG_9751

20140708-IMG_9753
20140708-IMG_9756
20140708-IMG_9760
20140708-IMG_9785
20140708-IMG_9798
20140708-IMG_9801
20140708-IMG_9802
20140708-IMG_9806
20140708-IMG_9831
20140709-IMG_9880
20140709-IMG_9901
20140709-IMG_9904
20140709-IMG_9906
20140709-IMG_9915

Вторую ночь мы провели на пограничной заставе.
20140709-DSCF8572


IMG_20140709_135305

IMG_20140709_133419

IMG_20140709_111659

IMG_20140709_124811

Осмотрев места и наметив площадку для посадки самолётов мы выдвинулись в обратный путь.
Погода улучшалась.

Также в этой экспедиции мы побывали на озере Буйр-Нуур, над ним произошло самое массовое авиационное сражение 22 июня 1939г 105 советских истребителей столкнулись со 120 японскими. Противнику пришлось удалиться в Маньчжоу-Го, потеряв 31 машину. Потери советской авиации в том гигантском воздушном бою составили 14 самолетов, погибли 11 летчиков, в том числе командир 22-го истребительного полка забайкальцев майор Н.Г. Глазыкин.



Продолжение следует...

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
это что еще за ЗОЖ?! где, хотя бы, фронтовые 100 грамм?!
Х-Г
Андрей! Несколько лет собираем материал для энциклопедии "Халхин-гол.1939". Сложно, но идёт. Были бы признательны за авторские снимки с воздуха. Тамошних мест. Моя почта l57ai@mail.ru (там L малая).
К сему :командир поискового отряда "Забайкальский фронт". Александр Лыцусь (Чита)
P.S. В минувшем году подняли с иркутянами,питерцами 16 наших бойцов. Помогай!