В солнцезащитных очках

Плато Маньпупунер - воздушное путешествие по Уралу



Одно из чудес России это столбы Маньпупунер, столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название - «Болвано-из», что с языка Коми - «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев - «Болваны». Останцев — 7, высота от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси.

Маньпупунер находится достаточно далеко от обитаемых мест. Добраться туда можно либо пешком, либо с помощью авиации.




На самолёте или вертолёте до плато Маньпупунер можно добраться за один день, пешком почти неделя тяжелого похода. Естественно, пеший вариант нами просто не рассматривался. Только по небу и на винтокрылой машине! Огромное спасибо Алексею, кто фактически являлся идеологом и главным организатором этой экспедиции.
Подготовка к экспедиции началась почти за 6 месяцев. Просчитывался возможный маршрут и самое главное места дозаправок. Дальность у R-44 небольшая, поэтому поддержка друзей авиаторов является ключевым моментов в организации таких путешествий!

Ранним утром 31 июля 2015г два борта из разных точек МКАДа вылетели в сторону Урала.





Под нами проплывали красоты средней полосы России.






И вот показалась великая река Волга



Полет группой не задался сразу. :) Мы слышали друг друга, общались, но летели на приличном удалении и друг друга не видели. Наш борт первым прилетел на аэродром Юрьевец Нижегородской области.



Минут через пять приземлился и второй экипаж.


Начальник аэродрома Юрий Бедяев любезно принял наши бочки и сохранил их до нашего прилета.



И вот мы летим дальше...








Полёт и та красота, что открывается пилоту в России, это одно из лучших ощущении в жизни человека!













Следующая посадка и дозаправка планировалась в Сыктывкаре, но штатных баков на R-44 не хватало дотянуть туда, поэтому мы подсели и перелили топливо из канистр + 1 канистру автобензина купили на ближайшей бензоколонке.
Очень приятна была забота людей, которые увидев посадку вертолёта на заброшенном поле в 500м от бензоколонки пришли и стали интересоваться не нужна ли нам какая-либо помощь.





Погода пока нас очень радовала, и мы очень скоро долетели до Сыктывкара. Очень тронула нас пунктуальностью и доброжелательность Сергея Юшкова. Очень заблаговременно он принял три бочки с топливом у себя в гараже, потом нанял грузовик и в нужное время привёз в нужное место. Мы все безмерно ему благодарны.











Мы очень быстро наполнили все емкости и вылетели в сторону Урала.
Нам предстояло пролететь от Сыктывкара до Инты через Плато Маньпупунер.

Мой КВС - Алексей!


Скажу сразу, я не умею летать на вертолёте и стараюсь учиться при любой возможности. А в таких перелётах это удаётся больше всего, именно через руки приходит чувство аппарата. Спасибо тебе огромное Алексей за эти путешествия и за обучение.

В горизонтальном полёте вертолёт управляется очень похоже на самолёт. Правда на R-44 все хода ручки очень маленькие, буквально на уровне мысли. Эх, научиться бы ещё висеть, взлетать и садиться!



В лесу стоят какие-то временные избушки




Фантастическая красота болот


Рубят лес.




Мост в никуда...


Зато рядом паром


Сказочная красота


Топлива авиационного на этот маршрут не хватало. На этом участке маршрута все было довольно грустно. Но один город с заправкой все же нашёлся. Комсомольск-на-Печоре! Звучит? На самом деле всё довольно печально. Маленький поселок на грунтовой дороге с заправкой.





Есть школа и клуб. Кругом тайга. Наше внезапное появление вызвало бурю восторга у местной детворы и взрослых. Чем занимаются люди в этом посёлке спросить не успели. Не до того было. :)
И так, на гул двух вертолетов собрались все подвижные люди Комсомольска-на-Печоре.




Ребятишкам было очень интересно увидеть вертолёт так близко.
Алексей около вертолёта в окружении детей очень напоминал доброго льва Бонифация из детского мультика.


Заправка закончилась, нужно улетать, но что делать с детворой? Как отогнать их от вертолёта и обезопасить от винта?
Пока мы заправлялись, я приметил самого бойкого пацана, лет 12, который с авторитетным видом рассказывал более младшим ребятам о вертолёте. Подозвав его к себе, я сказал, что сейчас вертолёт будет взлетать и он назначается самым старшим по данному вертодрому и должен обеспечить вылет борта. Глаза у пацана засверкали. Отлично! Значит так, скомандовал я - мы будем взлетать в ту сторону, вокруг вертолёта на расстоянии 30 м никого быть не должно, ни взрослых, ни детей. Парень быстро выстроил всю малышню, взрослые сами отошли. Алексей запустился и как стал готов взлетать махнул мне рукой. Я быстро запрыгнул в кабину и мы взмыли.

Следующая станция Маньпупунер. Как-то незаметно стал подниматься рельеф, и высотомер показывал 400,500,600 метров относительно Комсомольска. Второй экипаж решил заглянуть на перевал Дятлова, а мы побоялись нехватки топлива до Инты. Мы немного задержались на плато. Ну да, когда сюда ещё попадёшь!



Вглядитесь в глаза моего командира. Скоро он увидит свою мечту!


Уральские горы



Уральские горы старые и в общем то не высокие. После Магадана, Кавказа эти горы кажутся холмами из щебня. Но всё-же это серьёзные горы со своим характером.





И вот появились великаны





Урал нам позволил увидеть это чудо России!



Около великанов стоит домик с егерями.

Мимо них не пройти и не пролететь. ;-)







Да это заповедник и мы постарались быть здесь предельны вежливы и аккуратны. Вертолёт только чуть примял своими лыжами мох, а мы гуськом по тропинке пошли на поклон к смотрителям. Пришлось покаяться. ;-)







https://fotki.yandex.ru/next/users/vulkan-avia/album/155145/view/779241?page=4



Под ногами был мягкий ковёр из мха, карликовых берёз, камней.



А это камень столба поближе




Нам пора лететь дальше!






Местами среди сыпучки лежит снег








Следующая остановка с ночевкой и заправкой соткой в Инте. Вперёд, на Север! Мы опять полетели отдельно друг от друга. :) Второй экипаж решил посмотреть на высочайшую гору Урала. А мы, не имея опыта горных полётов, на гружёном вертолете решил уйти в тундру и пройти по западным склонам. Не всё так просто оказалось. Пока мы развлекались у Пупов, с запада натянуло какую-то хрень. Урал все это задержал, и эта дрянь стала наслаиваться на западных склонах. Потрясающая картина! Все горы залиты солнцем, а на западных макушках лежит слой облачности и не может перелезть через горы :) Но нам-то надо именно туда!










Ах, как же красив Урал!




А какая нижняя кромка? А фиг ее знает! GPSка показывает рельеф. И мы решили вместе с рекой Щугор вытечь в тундру. Но предавительно подсев и перелив из канистр топливо.



А в реке кристально чистая вода


Мы шли на север




Вечернее солнце озаряло наши лица


А под нами были нетронутые леса, озёра и болота :-)


Вот и Инта


Аэропорт Инта. Как видно половина ВПП нерабочая, т.к. вспучило плиты посередине.









Ми-4 на памятнике


Надеюсь эту ВПП отремонтируют!



Заправились под пробки и нас повезли в гостиницу. Город, в который нет автодороги. Только Ж/Д. Зимой есть зимник. Но недолго. Несмотря на отсутствие дороги, в городе есть все. В кафе при гостинице прекрасный ассортимент. Мы немного посидели и пошли спать. На следующий день ранний подъём и ранний вылет.
Нам предстояло за этот день пролететь Нарьян-Мар, Архангельск и остановиться на ночёвку на одном из озёр Архангельской области. Вперёд! Но настроение постепенно опускалось вместе с нижней кромкой.







Лететь дальше при такой нижней кромке было опасно с нашим опытом. Решили садиться и смотреть динамику.
Куда бы тут присесть?


Выбрали высокий берег какой-то речушки
Второй экипаж был более подготовленным и продолжил полет. Мы оказались в тундре в 60 км от Инты. Утром в отеле мы не успели попить кофе и с радостью это сделали тут. Кругом очень непривычный пейзаж для жителей Москвы. Как на другой планете. Тундра!






Грибы выше берёз, в речке плещется рыба. Всего полно! Но ловить и собирать совсем нет настроения. Да ещё и мошка с комарьём начала нас жрать... Погода лучше не становилась. Мы связались по Inreach ( классная штука!) с улетевшим вертолётом и узнали про погоду там. Нам там ловить было нечего. :( скорее назад в Инту! Ну не жить же в тундре! В Инте всё хорошо. Приехал Леонид и опять заправил нас.
Но дальше-то что? Тем временем, второй экипаж благополучно приземлился в Нарьян-Маре, и мы смогли поговорить по телефону. Узнав подробно про погоду на этом участке, Алексею совсем расхотелось туда лететь. Домой? Да! Просмотрев все погодные радары, мы поняли, что от Сыктывкара до Москвы нам дорога закрыта сильными осадками. Но делать нечего, поехали домой. Подали план до Ухты, дождались нужного статуса и полетели. Прекрасная погода!!! Не верилось что дальше нас ждёт жуть.


Город вахтовиков


Вот это факел!


ГТДшка


Ура, железка!


Около Ухты.


Аэропорт Ухта.




Упс... Ми-10




Приземлились в аэропорту Ухты и сразу позвонили в Сыктывкар Сергею. Сергей очень быстро умерил нашу прыть фактической погодой. К вечеру вся эта дрянь доберётся и до Ухты. Ещё раз просмотрев все прогнозы, Алексей грустно побрёл договариваться о базировании на два- три дня. Очень не хотелось оставаться в Ухте на такой большой срок. И тут, Алексей заметил на табло вылета-прилёта информацию о Московском рейсе. Бегом в кассу! Есть два билета на Москву! Вылет Як-42 через пару часов. Уладив все бумажные вопросы, связанные с оставлением вертолета на перроне аэропорта Ухты, мы заправили борт и зашвартовали лопасти.

Через несколько дней мы вернулись и перегнали вертолёт в Москву.
Вот такое насыщенное и очень интересное путешествие у нас получилось. Хочу ещё раз сказать огромное спасибо Алексею!


Наш маршрут на карте:

P.S. В рассказе использованы материалы, опубликованные Алексеем на форуме SAON.RU

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
не понял, а на заправках вы обычный автомобильный бенз в вертаки лили?
не портится двигатель от АИ 92?
вроде у робинсона бензин 100LL ?
Очень интересно и фотографии красивые! Спасибо!
Красотища просто невероятная! Вот это действительно, впечатления на всю жизнь!