Рядом с красным Ан-2

4 МИФА ОБ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. Объяснение для обывателей

Оригинал взят у umm_adam в 4 МИФА ОБ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. Объяснение для обывателей




Представьте, что вы сели за руль автомобиля без прав. Нет, не потому что лишили, их вообще нет или еще какой-то грубой причине, а просто… ну вот так получилось.

Профукали момент, когда их надо было менять. Или вышли замуж, сменили фамилию, а права не успели. По закону это надо сделать в течение 10 дней, в сегодня одиннадцатый, и согласно КоАП такие права считаются недействительными и езда с ними приравнивается к езде без прав. Мы же понимаем, что ни ваше здоровье, ни навыки управления автомобилем за этот лишний день не изменились. Еще бывает, что страховка кончилась, любимый пес сжевал оригинал ПТС, а в ГАИ был выходной – да мало ли что. В общем, у вас какой-то косяк с документами, но вы тем не менее выехали на дорогу. И тут на перекрестке какой-то лихач несется на красный свет и вы въезжаете ему в бочину. ГИБДД, оформление, все дела. Кого признают виновным в ДТП?

Любой более-менее знакомым с российскими реалиями или просто здравомыслящий человек понимает, что того, кто несся на красный свет. Вас, конечно, тоже накажут за управление без прав по всей строгости закона, но в рамках совершенно другого дела. Потому что ежу понятно, что причина ДТП – в том, что один не уступил второму дорогу, а не в том, что у кого-то не хватало одной бумажки.

Почему-то когда дело касается АОН (авиация малого назначения) здравомыслие отказывает. Даже у тех людей, которые по долгу службы должны им обладать.

Сегодня целый день из новостей льется жуткая ересь в связи с катастрофой вертолета в Сочи. Беда в том, что в исполнении центральных телеканалов многие люди даже такую ересь принимают за чистую монету, в очередной раз укрепляясь в мысли, что наша авиация общего назначения – это какие-то отморозки, которые летают в нарушение всех правил, подвергая тем самым опасности простых граждан, мирно пашущих на своих огородах. Некоторое время назад я делала по этому поводу материал. Он тогда не получил должного внимания, и я даже знаю почему – лично я сверстала, озаглавила, структурировала бы этот текст совершенно иначе и сказала бы все то же самое, но куда менее вежливым языком. Но я не имею такого права, потому что это не мои мысли, а перевод статьи англоязычного автора. Хотя мои мысли – точно такие же. А то, что оригинал английский наглядно демонстрирует, что точно такие же проблемы есть не только у нас.

Материал был опубликован на сайте АУЦ "Аэроград Коломна". Для тех, кому лень ходить по ссылкам, скопировала его сюда.




Когда в следующий раз устанете отвечать на очевидные (для вас, но не для всех остальных!) вопросы далеких от авиации людей, просто покажите им этот текст. Гражданский пилот Марк Ли разбивает в нем главные мифы об авиации, а под конец открывает «великую тайну», как умение управлять самолетом способно изменить жизнь.



Недавно я был на одной вечеринке, и неожиданно разговор зашел об авиации. Сначала обсуждали очередную нашумевшую катастрофу, а потом переключились на гражданскую авиацию в целом и безопасность полетов в частности. Мой друг имел неосторожность ляпнуть, что я – действующий пилот, и тут началось… Кто-то из гостей даже объявил меня «самоубийцей».

Я вступил в бурную дискуссию, но в какой-то момент понял, что это практически бесполезно. Далекие от авиации люди находятся в плену дичайших стереотипов, заблуждений и откровенной лжи. Большинство из них сошлись во мнении, что пилоты АОН* – это такие лихие экстремалы, которым не хватает острых ощущений, и они транжирят все свои миллионы на дорогие летающие «игрушки», которым по-хорошему давно пора на металлолом, потому что они настолько старые, что постоянно «сыплются» с неба.
Чувствуя себя агнцем в окружении гиен, я пытался развеять эти мифы, но понял, что бороться со СМИ, благодаря которым у них сложился такой образ, мне не под силу. Так появился этот текст. Он сухой, без красивых образов и преувеличений, которые так любят журналисты, зато насыщенный реальными фактами. Фактами, которые исчерпывающе объясняют как, почему и зачем мы летаем.

*в оригинале статьи речь идет о понятии general aviation, которое используется в США. Оно намного шире, чем авиация общего назначения, но суть в общем та же - все полеты, не связанные с коммерческими перевозками и выполнением авиаработ.



1. Подача флайт-плана (уведомления, разрешения на полет, заполнения какой-либо еще документации) не имеет ничего общего с авиакатастрофами

Мне всегда удивляло, как в конце длинной, мрачной статьи о последствиях очередной аварии телеведущий делает многозначительную паузу и трагическим голосом сообщает, что «по предварительной версии пилот не уведомил диспетчеров о полете…» Или «пилот не получил разрешения на вылет».



ФАКТ: уведомление о полете (оно же flight plan – дословно «план полета») – это всего лишь бумага. В большинстве случаев электронный документ, где перечислены основные детали полета: начальная и конечная точки маршрута, запас топлива, количество пассажиров, цвет самолета, в конце концов. В первую очередь эта бумага нужна спасателям, которые будут вас искать, если в назначенное время вы не появитесь там, куда летели. Не более того.
Но в представлении обывателей полет без уведомления – едва ли главный фактор риска. Видимо, их воображение рисует пьяного олуха, который схватил ключи от самолета, завел самолет и выписывает хаотичные круги по небу безо всякого плана. Это не так. Реальное предполетное планирование – серьезная задача, которая включая расчет топлива, скорость взлета и посадки в зависимости от длинны ВПП, анализ погоды, прокладку маршрута с учетом запасных аэродромов, точек заправки, технических характеристик самолета и многое-многое другое. Хотя как раз такого плана ни один регулирующий орган предоставлять не требует, каждый пилот делает это по своему усмотрению. А заполнение бумажки с названием «флайт-план» - пустая формальность и никакого отношения к безопасности не имеет.

Дополнение от нас: аналогичная история с так называемым Сертификатом летной годности (СЛГ). Если очень грубо, то это аналог техосмотра для автомобиля – по закону обязательно нужно проходить, но сам факт наличия или отсутствия такой бумажки на вероятность попасть в ДТП никак не влияет.


2. Самолет не может «свалиться» с неба

Если бы я получал по доллару каждый раз, когда слышу фразу «У самолета отказал двигатель и он свалился вниз», я бы давно купил себе «Спитфайр».



ФАКТ: «сваливанием» называется конкретная ситуация, когда из-за потери подъемной силы самолет попадает в такое положение, что воздух не может плавно обтекать его крылья. Вместо этого он срывается с плоскости крыла. Подставьте ладони под сильный напор воды и увидите примерно то же самое. Сваливание – это аэродинамический термин, означающий резкую потерю подъемной силы. И давным-давно придуманы и отработаны приемы по выходу из такой ситуации. Более того, это не какая-то экстремальная, а вполне предсказуемая вещь (спортивные и военные летчики специально используют сваливание при выполнении фигур высшего пилотажа), которая многократно отрабатывается на курсах по пилотированию. Программа обучения пилотов обязательно включает упражнения по предупреждению и выходу из сваливания. Я лично видел инструктора на Цессна 172, который намеренно увел ее в сваливание и при этом потерял от силы 50 футов (15 метров) высоты. И уж конечно сваливание никак не влияет на работу двигателей.


Некоторые вон вообще без двигателей летают

Более того, даже если двигатели действительно перестали работать, самолет не «сваливается с небес на землю». Не верите? Попробуйте сами! Приезжаете в аэроклуб, записываетесь на ознакомительный полет с инструктором и в небе просите его отключить двигатель. Он, правда, скорее всего не согласиться, так что придется поверить мне на слово. Не говоря уж про том, что отказ двигателя в полете – это вообще огромная редкость. Но даже если это произойдет, выключенный двигатель лишь превратит ваш самолет в планер. Он может планировать мягко или не очень, но все равно не упадет камнем.



3. Старые, реконструированные или восстановленные самолеты не более опасны, чем новые

Журналисты любят особенно подчеркивать возраст самолета. «Как этот «сарай с крыльями» вообще мог взлететь!» - строчат они экспрессивные заголовки каждый раз после очередного инцидента.



ФАКТ: Многие старые самолеты обслуживаются гораздо лучше, чем новые. И нет никакой статистики, убедительно подтверждающей, что количество авиапроисшествий зависит от возраста воздушного судна. Особенно это касается винтажных военных самолетов (вот, кстати, живой пример). Их владельцы нежно любят, холят и лелеют своих «птичек», строят для них отапливаемые ангары, и уж конечно не будут ремонтировать их скотчем и бельевой веревкой. В авиации «старый» не значит «убитый». Не делайте ошибку, пытаясь сравнивать самолеты с автомобилями.

Дополнение от нас: более того, в отличие от машины в самолет нельзя поставить «другую, но почти такую же» деталь. Нельзя самому в гараже на коленке поменять масло или свечи, потому что «я сто раз видел, как парень в автосервисе это делает». Все детали самолета имеют строго регламентированный срок службы и любые технические манипуляции могут производиться людьми, имеющими соответствующий допуск.



4. Мы летаем на самолетах не потому, что постигли некую высшую тайну
Полет на самолете – это не смертельный приговор. Если не рассматривать катастрофы, случившиеся по объективным причинам (например, неправильный расчет, из-за которого кончилось топливо, или откровенное разгильдяйство в виде полета в грозу), полет на самолете в разы безопаснее поездки на автомобиле. В худшем случае это сравнимо с ездой на мотоцикле. Гражданская авиация – самый безопасный вид транспорта в мире.



ФАКТ: Пилот – не лихач и не самоубийца. Скорее, мы сознательно идем на некий риск (который на самом деле гораздо меньше, чем хотелось бы СМИ) ради конкретных удовольствий, количество которых неизмеримо больше. Это и есть главная «высшая тайна»: мы точно знаем, что полет преображает человека – делает его лучше, умнее, разностороннее. Небо дарит возможность взглянуть на мир под другим углом.

Однажды знаменитого художника эпохи Возрождения спросили, видит ли он на яблоко так же, как обычный человек, или как-то иначе. Он ответил: «Если я хочу есть – это просто яблоко. Точно такое же, каким его видят все остальные. Но если я собираюсь написать картину, я не смотрю на яблоко. Я смотрю на свет, который отражается на его поверхности». То же самое происходит с пилотами: самые обычные вещи, если взглянуть на них из кабины самолета, приобретают совершенно иной смысл.

Полет на самолете – это возможность улететь от земных проблем. Это как сеанс духовного очищения, избавление от токсинов повседневной жизни. Мы живем более глубокой, интересной и насыщенной жизнью. Небо меняет наше сознание: мы можем видеть то, чего не видят другие. К сожалению, мне сложно объяснить это моим не-летающим друзьям.



Разве что пригласить их с собою в полет?


Оригинал был опубликован в журнале  Plane&Pilot Magazine, но ссылка на него, к сожалению, уже не работает.



Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.