Рядом с красным Ан-2

Отработка навыков выживания в лесу для пилотов АОН или встреча Нового года-2017.

заголовок
Необходимость курсов выживания для пилотов АОН назрела очень давно. Подобные тренировки входят в программу подготовки военных лётчиков и экипажей космических кораблей. Пилоты АОН в России уже давно летают там, где нет дорог, где обширные площади покрыты лесами и болотами, там, где в случае возникновения нештатной ситуации, помощь придёт не сразу, а в лучшем случае через пару дней. Именно эти пару-тройку дней экипаж должен выжить в случае вынужденной посадки.

Если оглянуться в историю, то очень интересным был полёт экипажа «Восход-2» — Павла Беляева и Алексея Леонова. Этот полет наиболее известен тем, что именно 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в мире вышел в космическое пространство. А еще — тем, что сопровождался множеством нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Экипажу была дана команда садиться в ручном режиме (опять же впервые в мире), Беляев с Леоновым выбрали район приземления в уральской тайге (для безопасности) и с ошибкой в 80 км совершили посадку в паре сотен километров от Перми.
восход-2_001
У космонавтов не было теплой одежды, но, по воспоминаниям Алексея Леонова, они использовали для утепления экранно-вакуумную изоляцию скафандров. Вертолеты обнаружили экипаж только на следующий день, но еще одну ночь (пока лесорубы вырубали посадочную площадку для вертолета) космонавтам пришлось провести на месте посадки, правда, уже в более комфортных условиях (в построенной избушке).
восход-2_002


Но вернёмся к нашей тренировке. Проработкой данной задачи я занялся больше года назад. Анализировал состав НАЗов (носимые аварийные запасы), программы тренировок космонавтов и лётчиков, отчёты туристов и любителей экстримальных путешествий. Осенью в команду по подготовке подключился Фёдор Пащенков, и мы от сбора и анализа материала перешли к фазе организации тренировки выживания.

Какие ставились задачи:
1. Психологическая подготовка - приобретение уверенности в себе.
2. Обучение основным навыкам выживания в лесу зимой.
3. Отработка в реальной обстановке взаимодействия экипажа.
4. Опробование в реальной обстановке комплектации НАЗа (инструмент и оборудование).

Время года для выживание выбрали самое тяжёлое - зима. Когда короткий световой день, холод и сырость не дают расслабиться.
Время тренировки: 2 полных суток (2 ночи и 3 дня).

В группу записались 5 человек.
Место было выбрано недалеко от аэродрома Орловка, в лесистой местности.

31 декабря 2016г на двух внедорожниках (Isuzu Trooper и Mitsubishi L200) мы выдвинулись с аэродрома. Первые трудности нас встретили ещё на пути. Буквально через 500м движения по занесённой снегом грунтовой дороги показали, что посадить машину даже с полным приводом очень легко.
20170102-IMG_20170102_135743
20170102-img_20170102_141354_31221774314_o
Помахав лопатой, и вспомнив добрые советы Димы Синёва, что надо стравить давление в колёсах и машина поедет, мы двинулись дальше.
Вначале изучили дорогу пешком.
20161231-IMG_20161231_123152
Дорога вошла в лес. Впереди был большой овраг и ручей. Через овраг шёл осыпающийся мост, по которому теоретически можно было проехать, но если потащит, то даже трактор уже не поможет... Крайне аккуратно мы преодолели его, поднялись на горку. Справа и слева стоял красивый лес и тишина.
20080114-IMG_0002
Место для стоянки облюбовали рядом с этим оврагом.
Подготовили место для стоянки и разворота машин (на дороге развернуться было не реально).
20170103-photo_2017-01-04_00-35-44
20170103-photo_2017-01-04_00-36-02

Зная, что в этих лесах шли ожесточённые бои, надо было быть аккуратным. Для разведения костра мы выбрали место, где раньше уже было кострище.

20080114-IMG_0003
20161231-img_20161231_124124_31221757344_o

Распаковка сумки с НАЗом
20080114-IMG_0010

Времени до заката оставалось менее 5 часов. А перед нами был зимний лес, в котором нам предстояло ночевать. За это время нужно было: развести костёр, обеспечить запас дров на всю ночь, сделать укрытие. Предполагается, что в состав зимней укладки НАЗа будет входить либо палатка, либо тент. Палатки, у нас были, но их отложили как резервный вариант, и использовали тент, представляющий собой синтетическое полотно размером 4х5м с люверсами по краям. Было выбрано два дерева на подходящем расстоянии, между которыми мы его и растянули. Подстилку для спального места выстелили из лапника, который сверху был закрыт водонепроницаемым тентом и дальше выстелили пенки.
20080114-IMG_0018
20080114-IMG_0071
20080114-IMG_0073
20080114-IMG_0079

Разведение огня, когда вокруг мокрая древесина, тоже не простое занятие. Кострового (Спиридонова Алексея) ограничили ветроустойчивыми спичками, и пачкой долларов.
Алексей успешно справился, потратив на разведение огня не более 1000$ (10 купюр по 100$). По условиям выживания, у настоящих пилотов АОН, кроме долларов в карманах больше ничего нет. А в лесу доллары точно не нужны! ;-)
20080114-IMG_0043
20080114-IMG_0044
20080114-IMG_0047
20080114-IMG_0054
20080114-IMG_0056

Далее за огнём следила Екатерина Глубокова, а Алексей подключился к работе по заготовке дров.
20170101-IMG_0348



Всё светлое время дня мужчины занимались заготовкой дров. Опробованы были 4 типо-размера топоров, 2 вида мачете, 2 вида ножовок и 1 вид тросовой пилы. Оптимальными для использования в НАЗах оказался топор для рубки весом 1,5 кг и мачете «Кайман» весом 0,5 кг, а также ручная ножовка по дереву с крупным зубом, длиной 450мм.

Тросовая пила из НАЗ не справилась даже с крупными ветками.
Рубили, таскали, поддерживали огонь. Алексей нашёл сухой ясень и начал его рубить. Дерево имело диаметр около 70 см и сил на него ушло прилично.
20170101-IMG_2146
20170101-IMG_2144
Твёрдая древесина и отсутствие у нас опыта работы с топором дали нам прикурить.
20170101-IMG_2148
20170101-IMG_2151
20170101-IMG_2160
20080114-IMG_0121
20080114-IMG_0119
20080114-IMG_0129
20161231-IMG_2131


И только в 8 вечера, мы смогли выдохнуть и заняться приготовлением к встрече Нового года. Огонь в костре горел, дров было много, навес стоял. Все собрались перед огнём. Даже как-то не верилось, что ещё утром мы были в Москве, а теперь посреди леса и вокруг не души.
20161231-IMG_0173
20170101-IMG_0197

Встреча Нового года.
Точное время наступления Нового года отследили по GPS. Пошли поздравления. Я зажёг фальшфейер красного цвета. Небо раскрасили с помощью мощной лазерной указки, предназначенной в НАЗе для определения своего местоположения ночью. Ребята открыли шампанское.


Надо было готовиться ко сну. Мы все очень устали и буквально валились с ног. Как планировали, решили на ночь сложить костёр-нодья.
24e5752bab
Обучающее видео:


Конечно, как на этом видео у нас так здорово, быстро и аккуратно не получилось. Причин было несколько. У нас не было таких ровных и толстых стволов, даже сухая древесина по факту была мокрой, как снаружи, так и внутри. Дыма от костра было такое количество, что находится с подветренной стороны было просто невозможно. Мы заделали торцы навеса снегом и лапником и получили настоящую душегубку.
Изначально ориентировались на схему навеса как тут, но только без жердей, а по принципу палатки.
14052211354689
1359892892_rryos.-50r.-rrrirs-s-ryersssrr-_rrrss_

Пришлось быстро разбирать торцы навеса, только тогда там стало возможно находиться.
Отсюда вывод – торцы навеса нельзя плотно закрывать. Обязательно должна быть вентиляция.
Костёр-нодья так просто, как на видео, в реальной жизни не расжечь. Так же, как и срубить дерево диаметром более 30 см не имея хорошего большого топора или пилы – занятие очень трудоёмкое. Если Вы вдвоём, и топор или мачете небольшие, то лучше ориентироваться на деревья диаметром до 30 см. Их быстрее и проще заготовить, проще расжечь и получить от них больше и быстрее тепла. По факту, нам потребовалось почти 12 часов, чтобы выйти на режим костра и получить такие угли, которые могли зажечь любое бревно и быстро высушить сырые дрова.
Вроде как всё готово. Падаем спать. Обязательно оставляем одного дежурного.
20170101-IMG_0350
Вахта – 1 час. По факту оказалось, что вахты смело можно делать по 2-3 часа, и оставлять 2 человек. Так и веселее и плюс один смотрит за костром, готовит чай, второй занимается подготовкой дров, которые днём подтащили к лагерю. Плюс это и страховка, чтобы дежурного не срубило.
20170101-IMG_0358
В плане сна, самое сложное для меня время оказалось с 3 до 5 утра. Это самое холодное время суток.
Для освещения мы использовали налобные фонарики. Комплекта свежих алкалиновых батареек хватает на 1 сутки в экономичном режиме.
Ночь прошла спокойно. Все выспались и чувствовали себя свежими. Никто не замёрз.
Хочется отметить, что вся наша команда была одета в новые зимние лётные костюмы и шапки фирмы «Округ». Одежда показала себя просто на 5 баллов. Удобная, лёгкая и тёплая. При активной работе всегда можно скинуть куртку, но в остальное время эта одежда не позволила ни замёрнуть, ни вспотеть. Т.е. можно смело её использовать и как одежду для зимних полётов или работ на технике, и как одежду в которой можно выжить в лесу.
20170101-IMG_0265
20170101-IMG_0250
20170101-IMG_0252
Утром быстрый завтрак и снова заготовка дров. Великолепно себя показал фирменный складной нож из НАЗ Ил-14.
20170101-img_20170101_111538_31945234831_o
Продолжили рубить поваленный ясень, подтаскивать его.
20170101-IMG_0227
Алексей нашёл ещё несколько сухих деревьев, которые также срубили. Но уже на такие диаметры не замахивались.
Второй день был более лёгким. Место было обустроено, какое-то кол-во дров тоже было заготовлено.
Появилась возможность провести испытания оборудования из НАЗа. Это были лыжи-снегоступы. В целом оказались вполне приемлемыми, но необходимость в них будет только в случае наличия высокого снега имеющего наст. При снежном покрове высотой более 80 см передвигаться без снегоступов практически невозможно.
20170101-IMG_0282
20170101-IMG_0300
20170101-IMG_0334
20170101-img_20170101_152125_31252803663_o

У меня с собой гелиограф (сигнальное зеркало), тоже из авиационного НАЗа. Но испытать его не получилось. Солнце выглянуло только на 3 день, когда мы уже собирались домой.
Второй день пролетел также быстро, как и первый. К моему удивлению, в данной обстановке организму еды требовалось меньше, чем обычно я съедаю за обычный будний день.
20170101-img_20170101_152026_31945236801_o
Может быть это влияние экстремальной ситуации, а возможно просто пополнение потраченной энергии. Ели в основном гречневую кашу с тушёнкой, мясной паштет из гусиной печени и чай, много горячего чая. Очень хотелось сладкого. Но задача отработать рацион НАЗа в этот выход не стояло.
И вот снова наступила темнота. Мы все сидим у костра.
20170101-IMG_2142
20170103-photo_2017-01-04_00-35-35
Клонит в сон. Я почти задремал. И тут… заяли собаки. Совсем забыл рассказать, что с нами в команде было 2 пса породы Хаски. Жук и Чук. Это подопечные Фёдора и Софьи. Жук – друг нашего медвежонка Мансура.
20170101-IMG_0237
20170102-IMG_0423

В лесу светились жёлтым цветом глаза. Фёдор схватил топор и ринулся на них. Оказалось, что это большой щенок дворняги, потерялся в лесу и пришёл на свет к нам. Мокрый, добрый и наивный. Чтобы исключить драку между собаками и возможное воровство, нам пришлось его привязать рядом с лагерем. Дали поесть.
20170102-IMG_0388
20170102-IMG_0373

Ночь прошла как обычно, дежурили по 2 часа, но с нами уже было 3 собаки. ;-) Больше живности мы в лесу не видели.
Утром позавтракав мы начали собираться. Немного отойдя от нашего места я наткнулся на выглядывавшую из под снега колючую проволоку… основа её была квадратная. Значит проволока немецкая.
20170102-img_20170102_105934_32024063856_o

Быстро собравшись мы выдвинулись обратно. Лагерь свёрнут, костёр засыпан, мусор забран с собой.
20170102-IMG_20170102_135107

Выбраться было совсем не просто. Снег стал мокрым и машину постоянно стаскивало с плотной колеи в кювет. Приходилось быть очень аккуратым. Найдёныша Софья отвела в ближайшую деревню. Очень хочется надеяться, что она найдёт свой дом.

Выводы:
1.Всегда сохранять спокойствие. Нельзя ни на секунду терять самообладания, попали в сложную ситуацию, надо принимать её и действовать в соответствии с обстановкой.
2.В случае нештатной ситуации, если оказался в лесу и в шаговой доступности нет жилья, от ВС не уходить, надо оставаться рядом, ждать помощи и организовывать быт и ночлег. Задача № 1 – навигация и сигнализация, № 2 - огонь и тепло, № 3 – место ночлега. И только потом еда.
3.Самое сложное время суток – ночь, в период с 3 до 6 утра.
4.Одежда пилота при зимних полётах должна обеспечивать его спокойное пребывание в природных условиях. Это также относится и к обуви. Либо комплект тёплой зимней одежды, должен быть в ВС как укладка НАЗ.
5.Задача по заготовке дров в зимний период занимает практически 100% светлого времени. С замерзанием можно активно бороться – двигаться, собирать топливо.

Информация по комплектации НАЗа для АОН.
20170103-photo_2017-01-03_13-08-00

20170103-photo_2017-01-03_13-08-36

20170103-photo_2017-01-03_13-08-31

Комплектации НАЗов должны различаться в зависимости от региона полётов и времени года
Лето/Зима: Центральная часть России, Юг, Тайга
При полёте над обширными водными пространствами должна быть комплектация предусматривающая спасение людей на воде.

Состав должен обеспечивать время выживания: 2чел-3дня, 4чел-3дня, 2чел-1нед, 4чел-1нед.

Группы состава НАЗа:
- Средства радиосвязи: коротковолновые или ультракоротковолновые портативные аварийные радиостанции, радиомаяки, трекеры.
- Средства визуальной сигнализации: сигнальные патроны ночного и дневного действия, ракеты, мортирки со стреляющим устройством, сигнальное зеркало, проблесковый фонарь, красящий порошок.
- Аварийный запас пищи: консервированные или лиофилизированные продукты.
- Аварийный запас воды: емкости для ее хранения и транспортировки, средства добывания (солнечные конденсаторы), обессоливания (солнечные дестиляторы, химические опреснители) и обеззораживания (бактерицидные препараты).
- Лагерное имущество: нож мачете, нож охотничий, компас, очки-светофильтры, средства добывания огня (водоветроустойчивые спички, зажигалка и др.), сухое горючее, свеча стеариновая, пилка проволочная, комплект рыболовных принадлежностей, накидка медицинская алюминизированная, фонарь электрический, накомарник, фольга.
- Спасательные плавсредства: надувные спасательные лодки и плоты.
- Аптечка: кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства, йод, антибиотики, противошоковые препараты, репеллент против летающих кровососущих и др.

Для удобной комплектации бортов ВС АОН - НАЗ разделяется на три отдельных блока (сумки) и обозначаются "Н", "С", "О".

Неприкасаемый общий (Н)
В данную сумку комплектуются предметы, которые будут применяться только в случае чрезвычайной ситуации. Сумка герметично запаковывается. Вскрытие только в случае ЧС или при переукладке по истечению срока хранения. (пример: фальшвеер, рыболовные принадлежности)

Сезонный неприкасаемый (С)
Сумка комплектуется предметами, которые могут быть использованы только в случае ЧС и могут меняться в зависимости от сезона или региона выполнения полёта. (пример: лыжи-снегоступы, лодка)

Оперативный (О)
Комплектация предметами, имеющими небольшие сроки хранения, а также использование которых может быть оправдано в процессе обычного полёта. (пример: вода, мультитул)

Предлагаемая общая комплектация НАЗа (без разбивки по вышеуказанным критериям).

Средства радиосвязи:
- Спутниковый трекер;
- Переносная УКВ радиостанция;
- Power Bank;
- Солнечная батарея;
- Кнопочный сотовый телефон в индивидуальном гермомешке;

Средства визуальной сигнализации:
- Фальшфейер;
- Мортирка + патроны;
- Гелиограф;
- Фонарик налобный + комплект запасных батареек;

Аварийный запас пищи и воды:
- Соль;
- Чай;
- Сахар;
- Леденцы;
- "Зарядка";
- Орехи;
- Говядина копченая сублимированная;
- Бульон куриный сублимированный;
- Галеты;
- Футбар (еда в брусках);
- Вода;

Лагерное имущество:
- Памятка по выживанию и по мед. помощи;
- Мед. аптечка;
- Рыболовный набор: крючки, грузила; сетка ;
- Трубка питьевая (фильтр);
- Свисток сигнальный;
- Контровка, 0,5-0,7мм;
- Скотч;
- Паракорд (верёвка) - 50м;
- Спички ветростойкие;
- Накомарник;
- Карандаш химический;
- Очки-светофильтры;
- Нож;
- Компас + бумажные карты;
- Нитки с набором игл;
- Пила;
- Мультитул;
- Палатка или тент;
- Спальник;
- Емкости для воды (гермомешок, объёмом 5л);
- Котелок;
- Ложка;
- Спасжилет;
- Надувная лодка;
- Сигнальный краситель;
- Лыжи-снегоступы;


Огромное спасибо фирме "Округ", АОПА-Россия и всем участникам данного тренинга. Фёдор, спасибо тебе, за работу инструктора, а также помощь в мозговом штурме по НАЗу. Без тебя я уже больше года буксовал.
В дальнейшем мы планируем продолжить подобные тренировки, отработать рацион питания и комплектность НАЗа для АОН.

Полезные ссылки по выживанию:
http://www.gadukino.ru/offroad/naz.html
http://survival.com.ua/tips_naz.html
http://vizhivai.com/blogi/entry/o-vyizhivanii/pamyatka-po-vyinuzhdennomu-avtonomnomu-suschestvovaniyu-v-prirodnoy-srede

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Андрей, привет. Плиз прости - комменты мои только по делу. Без обид.

Скорее вопросы, но может меня другие люди учили:

1) Сигнализация и тепло. Разве не так? Не так как ты перечислил. Нет?

Вопрос: При себе пилот (как я понимаю не будет иметь ПРИ СЕБЕ запаса богатства, кой ты описал. Мы рассматриваем "идеальную" ситуацию?).

2) Фонарик - отвратительный. Стандартные АА батарейки. Только Ионовые. Зажигалки, конечно, хорошо, Но, лучше 50/50 газовые с "противоветровыми".

3) Нет топорика. Ножи - для нарезки хлеба, а не для, например стругания коры березы.

P.S. Андрей, когда ты летел с Камчатки, прорабатывал все это дело с Лодочником вроде.
Забыл. АОПА организовывала года четыре назад курсы выживания (которая у тебя на одной из фоток) Повторение намечается?

Спасибо!
АОПА-Россия организовывала курсы по оказанию первой мед. помощи. Курсов по выживанию ещё не было.
1. подать сигнал SOS c использованием всех имеющихся средств
2. делать костёр, который не даст замёрзнуть

Мы пробовали различное имущество в виде топоров, мачете, пил - нужно было понять чем же реально можно работать и что нужно класть в НАЗ. Сейчас 99,9% бортов АОН летают вообще без какого-либо НАЗа. Люди садятся в R-44 зимой в лёгком костюме и лаковых ботиночках. Любая вынужденная посадка и через 4 часа шанс иметь замёрзшего человека почти 100%.

Фонарик, йоновый не пробовал. Что это такое? Налобный зарекомендовал себя отлично как на работах по Ил-14, так и в данном выходе. По зажигалкам ничего не скажу, тестовые испытания их так и не провели. Хватило спичек.

По ножам не понял вопроса или Вашего комментария.

Да, я внимательно слушал Лодочника, его рекомендации и советы. Многое записал, текущий список имущества в НАЗ, это то, что ещё надо утрясать в процессе фактических испытаний, но в большинстве своём уже продумано.
В свое время оцифровывал, как раз для летунов



Re: В свое время оцифровывал, как раз для летунов
Спасибо огромное!
не пробовали снег топить, в качестве питья, или вы не указали в материале. по поводу налобника , есть более нормальные варианты(petzl например, батареи хватает на неделю в активном режиме. По поводу термоодеял , вместо спальника компактно ,и в качестве навеса можно использовать.
воду с собой не брали, топили снег.
petzl - был у Фёдора. Батарейки ест так же, как и китайский налобник. Ценники на Petzl совсем не гуманные.
Термоодеяла да, заказал, но не успел получить до НГ. Будем ещё пробовать.
По поводу цен на Petzl согласен, но удивлен прожорливостью. Сам перешел на них как раз из за экономности батареек, (есть опыт зимних-холодных походов).
C интересом прочитала. Сравнила с собственным опытом. Мы с друзьями-туристами лет десять подряд встречали новый год в лесу. Так же: с палатками, у костра. Приходили на место с рюкзаками, 6 км от электрички. Даже купались - недалеко от стоянки озеро и течёт ручей, который подолгу не замерзает.
туристическая пила
очень хороший вариант цепная туристическая пила. Если пилить вдвоем, то по эффективности сравнится с небольшой двуручной пилой.


ссылку блокирует, но можно найти в тк-турин Пила карманная - Артикул: 21062681