Рядом с красным Ан-2

Дневник технаря любителя - часть 14. Авионическая. Холодный первомай.

Оригинал взят у n2367l в Дневник технаря любителя - часть 14. Авионическая. Холодный первомай.
Итак, прошлая серия закончилась очередным головняком: надо что-то делать со штатной электро- и радио-проводкой к авионике, которую коллеги-американцы, не мудрствуя лукаво, клали как придется, заплетая провода, антенные кабели с тросами управления и топливными трубками шприцевания. Некоторые провода уже имели следы истирания об рубашки тросов. Поэтому, вместо сборки приборки по плану, вышел такой вот левел-ап:
IMAG0636
В ступоре взирая на вывороченный радио-стек, я постепенно осознавал:
- Dynon вообще-то откручивается и закручивается на "раз два", а я, лошара, потерял пол-дня и много нервов, делая это с обратной стороны приборки;
- Провода переплетены так, что надо капитально разбирать весь стек, снимать разъемы у оборудования, и еще, возможно, придется некоторые провода извлекать из разъемов или резать их и потом сращивать, чтобы расплести те неимоверные "косы", которые были навернуты американскими электроникз-инженерами;
- В этом хитросплетении очень легко запутаться, что-нибудь забыть или оборвать и не заметить, в общем, получить в последствии неработающее оборудование и много "развлечений" на будущее.

Груз этих и других невеселых мыслей терзал меня всю дорогу от аэродрома, да и все последующее время. Идей никаких, сплошные сомнения и пустота. Поэтому, в следующую поездку я решил отвлечься от авионики и заняться чем-то другим. В конце-концов, подумал я, авионика на подъемную силу не влияет. Не придет ничего в голову - откушу все это и продам, оставлю одну рацию. Ее-то уж как-нибудь разведу.
На этот раз взял с собой мое подрастающее поколение...

IMAG0633
...и мы начали подготовку к установке датчика топливомера. К слову сказать, сыну пока в кабине гораздо удобнее, чем мне, он преспокойно помещается на полу в отличии от меня. Поэтому, получив от меня соответствующие инструкции, он взялся за работу:

IMG_6947

IMG_6948

Жаль не хватает ему квалификации с авионикой, не-то работа под приборкой пошла бы гораздо быстрее. Ну, пока он обрабатывал место установки датчика топливомера, я выяснил, что прокладка под датчик порвалась, другой конечно с собой нет, поэтому датчик нам сегодня поставить не судьба. И принялся тупить над схемами подключения радиооборудования.
Попер неожиданный креатив:
- А что, уж коли я полез разбирать стек, может часть оборудования перенести в правую часть приборки, которую сейчас занимает бардачок, а на освободившееся место поставить док под Garmin 296? Бардачок - вещь, безусловно, полезная, но по сравнению с удобно расположенным GPS'ом, конечно менее функциональная. А радиооборудование, которое туда уедет, это резервная рация, навигационный приемник и дальномер, которые в наших условиях, по сравнению с GPS-ом используюстя на порядок реже. Тем более, что второй навигационный приемник есть в основной рации - Bendix King KX155.
- Проводку на эти три устройства, которые переедут в отсек бардачка, можно будет пустить от борта, тем самым существенно сократив количество проводов, идущих среди тросов управления.

В общем, решено:
- Заказываю док под GPS;
- Бардачок уходит;
- Радио-стек разбирается;
- Освобождается место под док;
- Часть проводки уходит вправо;

Кроме этого:
- Оставшуюся проводку надо зажгутовать по примеру дайноновской, чтобы предотвратить ее дальнейшее истирание о тросы;
- Как-то по-другому пустить антенные коаксиальные кабели.

Таким образом, задача до некоторой степени формализовалась, а мы на этом прервались на полет на вот этом великолепном Дугласе DC-3 из коллекции Евгения Барсова, бывшего в тот день на аэродроме:


dc3

Полетав, мы решили больше сегодня не работать, чтобы уехать в позитивном настроении.
Приехав в Москву, я сразу же заказал док к GPS, а также комплект прибора мониторинга параметров двигателя JPI EDM 700, который я мыслил установить в одно из освободившихся мест после ухода термометров головок цилиндров и выхлопных газов. Оборудование, на удивление, пришло очень быстро - чуть более, чем через неделю, я уже раскладывал EDM 700 на столе:

IMG_6949

Таким образом, к майским праздникам я имел на руках и док под GPS и прибор мониторинга. Вырисовывался нехилый объем работ на праздники:
- Переделка стека радиооборудования;
- Установка прибора мониторинга двигателя;
- Установка прибора контроля обледенения карбюратора;
- Установка дока под GPS;
- Установка многострадального Dynon'a D6;
- Проброска проводки в хвост под магнетометрический датчик Dynon'a;
- Разводка питания под GPS, датчик обледенения, Dynon и мониторинг двигателя;
- Тестовое включение.

Я взял отпуск в промежуток между праздниками. Первое, число, как водится, "прогудел", все второе число заняли сборы - вещей, инструментов, приборов и прочего барахла оказалось столько, что пришлось грузить их в машину в две ходки, и все равно, я был практически на 100% уверен, что что-то забыл. И вот 3-го мая, наконец-то выехал в свою добровольную первомайскую ссылку.

Уже к вечеру масштаб деструктива в кабине приобрел впечатляющие размеры:
IMAG0654

IMAG0652

IMAG0655

Примерно тоже самое творилось у меня в душе. Я очень слабо представлял себе, с чего же начинать теперь разбираться, поэтому, в конце-концов, просто-напросто сбежал из ангара к ребятам за стол, где обмывали первый самостоятельный и постарался обо всем забыть.
На следующий день, с легким шумом в голове, лязгая воротами ангара на весь аэродром, я думал, что начинать все-таки, надо с физики. А именно, надо бы смонтировать "начерно" коробки радиооборудования в "бардачном" отсеке, накинуть док под GPS, и тогда, из-за приборки посмотреть, как и где пойдет проводка. Только тогда можно будет понять, везде ли хватает проводов, как их можно зажгутовать, где и к чему отбортовать.
Однако, осуществить этот план удалось, с небольшими коррективами, лишь на следующий день. А тогда... Примерив коробки в отсек бардачка, я обнаружил, что крепить их пока не к чему: старые уголки, на которых сидел бардачок, были во-первых, очень узкими, а во-вторых, сидели так, что зазор был слишком велик для установки коробок оборудования.

IMAG0653

Практически без всяких мыслей, я взял дрель, отсверлил старые уголки, подогнал новые, в размер коробок, также бодро приклепал новые уголки, примерил коробки, убедился, что не промахнулся с размерами и, насвистывая под нос "первым делом самолеты", порулил обедать.
После обеда работать стало не так легко. Потянуло на всякие мысли. Самая гадкая из которых, и самая очевидная заключалась в том, что чтобы прикрутить коробки с боков к уголкам (винтами с гайками), особенно справа, возле борта, необходимо иметь очень тонкие, и при этом очень жесткие руки, с большим числом шарниров, длиной около двух метров, и желательно, с насадками под ключи вместо пальцев. А у меня таких, к сожалению, не было...
Протупив примерно с час, я отсверлил обратно уголки и, не придумав ничего лучшего, решил так:
- Два верхних устройства можно все-таки посадить на уголки покороче, приклепанные к приборке. Пространства снизу будет хватать, чтобы просунуть пальцы, и кое-как, наощупь держать гайки с обратной стороны уголка
- А к нижнему устройству, которое уж никак не закрутить с боков за отсутствием свободного пространства, прикрутить заранее индивидуальные уголки с анкерными гайками на лицевой стороне, а не с боков. И за эти анкера прикручивать коробку с лицевой части приборной панели.

К вечеру, реализовав-таки этот план, намучавшись, потеряв пару гаек в недрах самолета, с болящими и изодранными о дюраль коробок, вывернутыми кистями рук, я ехал в сельпо за пивом и уныло думал, что конструкция получается абсолютно неремонтопригодная - лишний раз не залезешь, если что. Я тогда еще не знал, что тестировать конструкцию на ремонтопригодность придется уже очень скоро.

На следующее утро обстановка складывалась рабочая, как никогда: на аэродроме никого кроме охраны не осталось, на улицу выходить не было никакого желания: адский холод, проливной дождь, исступленно калашмативший по крыше, и пронизывающий до костей ветер располагали запереться в ангаре и не высовывать наружу носа.

Если день вчерашний был днем вывернутых рук, то сегодня я выворачивал спину, лежа под приборкой, и окультуривая проводку. По-моему, вышло неплохо. Во несколько фото из серии "было-стало":

Было (1):
Электро-тросо-радио-топливо-микс


Стало (1):
Проводка между тросами теперь, во-первых, не касается их, во-вторых, зажгутована и защищена кембриковой лентой. Технологии Ил-14 живут ))
IMAG0659

Стало (2):
Коаксиальные кабели и разветвитель VOR/ILS ушли наверх.
IMAG0662

Очнулся, посмотрев на часы и увидев, что уже прошел весь день, на улице, хотя дождь и не прекращал поливать, уже темнеет. Пора заканчивать, ехать в магазин за пивом, шпротами и хлебом, пока он не закрылся...

Следующий день не особо отличался - тоже дождь, пар изо рта, правда ветер несколько поутих. Хлебнув суррогатного растворимого кофейку с печеньками и сигаретой, погнал в ангар. Начал подгонять по месту радиооборудование. Поставил док под GPS, воткнул на места устройства в "бардачке", прикрутил Dynon (без каких-либо затруднений), отвел питание для GPS и Dynon.

IMAG0664

IMAG0665

В едином порыве установил попавшийся под руку прибор контроля обледенения карбюратора. Подключил к питанию и его. Затолкал на места оборудование из центрального стека. Прикинул прибор мониторинга двигателя на предполагаемое место и обнаружил, что с большой вероятностью он туда не пойдет, т.к. штурвал в положении полностью "на себя" будет упираться в его разъемы сзади. Отложил. Потихоньку приближался вечер и момент тестового включения.

IMAG0668

Подключил вместо штатной батареи, которую не хотелось (да и уже, ввиду такого количества вещей, просто не моглось) тащить с собой, авиамодельную липольку:

IMAG0666

Включил мастер-тумблер - щелкнуло реле бортового питания. Включил выключатель авионики и... Ничего! Выбило АЗС рации... Верхней, в бардачке! Настал момент теста на ремонтопригодность. Завтра, подумал я. Отключился и, как обычно поехал в сельпо.

Настало утро 7-го мая, тихое, влажное и слегка туманное. Выпив утреннего чаю, закусив вкуснейшими бутербродами с карбонадом и огурцами, я курил на пороге моего деревянного жилища и наблюдал парочку удивительных пестрых птиц с длинными изогнутыми клювами и красивыми пышными хохолками на головах. Это были удоды. Честно говоря, я увидел их вживую впервые в жизни. "Хороший знак", - решил я, и в приподнятом настроении поехал в ангар. Я не ошибся, знак был действительно хорошим, и день получился на редкость удачным и продуктивным.

Причиной выбивания АЗС послужило то, что я перепутал положение разъема рации при установке его в коробку. Разбирать стек, конечно, пришлось. Однако не так драматично, как я думал. Пришлось вынуть нижнюю DME-шку и ее коробку, что было более, чем очевидно. А остальные коробки даже снимать не пришлось. Достаточно оказалось вытащить из них оборудование, а разъем в верхней коробке удалось открутить, перевернуть и поставить обратно через имеющиеся отверстия в коробках. Прошло меньше двух часов, как я уже созерцал радостную картину:

IMAG0672

IMAG0675

Я достал гарнитуры, портативную рацию и наскоро проверил связь в кабине и прием-передачу раций, и лишь после этого выдохнул: по крайней мере, минимум функционала есть! Остальное сейчас не проверишь. Попробовал включить прибор обнаружения  обледенения карбюратора - тоже успешно. Питание подходит, прибор включается и пищит, что вполне законно - датчика нет.
Тут вдруг захотелось домой. Я вдруг ощутил, что вот уже пять дней я здесь, я устал, не мыт и не брит. Не пора ли? Тем более, что есть результат и неплохой!
Но, начав было собираться, я увидел валявшийся на заднем сидении прибор мониторинга двигателя и тормознул: по крайней мере, надо было бы конкретизировать задачу по его установке на будущее. Итак, в то место, возле правого штурвала, он по моему мнению, не лез. Уставившись на приборку, я решительно не находил других мест, куда бы его можно было приткнуть. Над "бардачком" сверху? Принципиально возможно. Но опять разбирать все, выпиливать отверстие, засыпая все вокруг стружкой. Потом долго и упорно все ставить на места, а сверху к разъемам не подлезть, даже из-за приборки. Выходило, что надо-таки ставить в то самое отверстие слева от правого штурвала, куда рассчитывал изначально, но возможно выносить его на несколько сантиметров вперед приборки, чтобы исключить касание штурвала. Но, чтобы это сделать, нужно городить под прибор специальный "домик", в котором он будет сидеть, и который, в свою очередь, будет приклепан к приборке. Выяснением размеров этого домика я и занялся, решив, что "домой" пока отменяется и залезая в обнимку с EDM-ом под приборку.
И тут, о чудо, выяснилось, что если проводка EDM-а будет прибортована к имеющимся жгутам, то до штурвала в предельном положении остается-таки, пусть небольшой, но зазор в один сантиметр или около того. Чего вполне достаточно для того, чтобы не мешать управлению с одной стороны, и работе прибора, с другой.
Еще через 3 часа EDM уже стоял на месте, подключенный к питанию, проводка его до датчиков была аккуратно отбортована и выведена в подкапотное пространство.
А еще через час проводка магнетометра Dynon'а была проброшена в хвостовой отсек. Все! Мои задачи на эту поездку просто кончились! А на часах было еще только около семи.

И я конечно боюсь говорить, что я закончил с авионикой, ибо уже столько раз приходилось все начинать сначала из-за какой-то неожиданно всплывшей мелочи. Но в тот тихий весенний вечер с ярким розовым закатом, возвращаясь домой с аэродрома, кажется, я был счастлив по-настоящему! А это, согласитесь, бывает не так уж и часто.

Желаю и вам всем побольше счастливых моментов!
До следующих встреч,
Продолжение следует.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.