Рядом с красным Ан-2

Новогодние аэродромы - Конаково, Мячково, Тушино, Монино

Очередной отчет Дениса n2367l представляю вашему вниманию. Не все из упомянутых в заголовке аэродромов действуют и принимают самолёты, но мы верим что закрытые когда-нибудь возродятся, существующие расширятся, траффик на них возрастет, а также появится масса новых аэродромов. Россия должна и будет летать! Также запись "Зимний день на аэродроме Конаково" сделал и Володя myth_043

И грянул новый год! Сколько было их, этих новогодних праздников! Все они были разными - какие-то проводились мной в совершеннейшем угаре, развеселой компанией с песнями, плясками, шашлыками, снеговиками, баней, водкой и последующей амнезией; какие-то - где-то в доме отдыха с детьми в походах в лес, лазании по пещерам, поездках на экскурсии; какие-то в поездках по старым друзьям, которых давно не видел; были спортивно-безалкогольные с лыжами, коньками, бассейном и всего лишь половиной новогодней рюмки шампанского; были наполовину рабочие - из командировки за праздничный стол, а потом обратно - по городам и весям; были, в конце-концов, такие, которые бездарно проспал... Этот новый год сначала обещал быть именно таким: чинно просидев новогоднюю полночь за столом с классическим набором: оливье, шампанское, мандарины и прочее, немного проветрившись с детьми в парке, абсолютно без планов на ближайшее будущее, первого числа утром разлеглись по койкам. Настал "следующий день" - хмурый, но снежный. Мы сидели на кухне и неторопливо беседовали, когда у меня зазвонил вдруг телефон - "Андрей Иванов" высвечивалось на его экране. "Ну что ж, день перестает быть томным", - подумал я, хотя еще не знал, по какому поводу. И оказался прав на 100%! Голос Андрея был бодр и энергичен, а намерения как всегда конкретны: "Я хочу завтра поехать полетать в Конаково! Что ты на это скажешь?" Ну что я мог сказать? Посмотрев в окно на низко висящую облачность и красиво и медленно падающие снежинки, я ответил: "Конечно, поехали!" И добавил: "Всегда лучше поехать и не полетать, чем не поехать и пожалеть!"


02.01

На следующее раннее утро, такое раннее, что оно никак не отличалось от ночи, меня ждала машина и пол-места в ней: там уже сидело пять человек, желающих провести этот день вдали от сонно-праздничного города и поближе к самолетам и небу. Кое-как запихнувшись шестым, без гармошки, закрыл дверь и мы двинулись в путь. Эксплуатация самолетов в пресловутый осенне-зимний период -занятие для сильных духом. В особенности, если ты сам обслуживаешь свой самолет, и если этот самолет стоит под открытым небом, а не в ангаре. В прошлый раз, приехав на аэродром за день до полетов, я в полной мере вкусил всех прелестей этого периода: приехав я увидел на месте моего Мушкетера бесформенный сугроб! Пока не стемнело, я носился с лопатой, разгребая то, что насыпалось за время моего отсутствия и так до конца не успел все расчистить. После этого я обнаружил, что у меня "села батарейка" - все тело ломило, ноги и руки не гнулись. Не хотелось ничего, кроме поесть, расслабиться и уснуть. В голову закрадывались нехорошие упаднические мысли: "Все замерзает. Замерзают приемники статического давления, замерзает конденсат в вакуумных трубках к гироприборам, замерзает отстой в топливных баках и сливные клапана, замерзают замки и крепления. Везде этот лед, все чехлы дубеют и прилипают к поверхностям, отдирать их каждый раз - уродовать краску. Везде лезет снег - в кабину, в багажник, под капот мотора, в кок винта, в масляную горловину, во все щели и соединения, в заправочные отверстия топливных баков. Кабина потеет и тут же леденеет. Масло в моторе встает колом и его надо долго разогревать, имея при этом возможность спалить проводку струей горячего воздуха. Аккумуляторы теряют мощность. А ведь прежде чем доберешься до самолета, чтобы начать готовить его к полету, надо разгребать огромное количество снега, на что уйдет большая часть дня. Да и вообще - холодно, мерзко, противно! Может быть отложить полеты до теплых времен, до весны?" Но потом, на следующий день, полет все же состоялся! Штурвал в руках, бело-черный пейзаж подо мной, кисея облаков рядом, зимний плотный воздух... Эти несколько минут в небе начисто вытерли все мои сопли, так что в этот раз я даже не сомневался - ехать мне или не ехать. Одним из участников нашей поездки был Сергей Макаренков (makarena) и, благодаря ему, у нас есть теперь возможность посмотреть шикарные снимки:

Один день в Конаково. Часть1. Предварительные ласки.
Один день в Конаково. Часть 2. Акт.

Некоторые из них я с его позволения, использую исключительно для дополнения рассказа.
Надо сказать, что снега нападало относительно немного - не сравнить с прошлой поездкой...

...да и нас с лопатами было в этот раз много. А коллектив - великое дело! Куда проще и веселее вместе - даже грести снег!


Температура была около нуля снизу, и я с радостью обнаружил, что сливные клапаны оттаяли, и их не надо принудительно отогревать. Воды в правом баке оказалось приличное количество. А за сливом отстоя меня мастерски подловил Макарена, и получился вот такой кадр, как будто мы с Алексеем "соображаем на двоих":


Погода не обещала быть летной, погода вообще сначала не обещала нам ничего, кроме пастельных зимних пейзажей для нашего фотографа - Сергея. Погода была странной - рвань нижнего края облачности проносилась так низко, что казалось, сейчас накроет верхушки елок, временами принимался сыпать легкий снежок, но поднимая голову вверх можно было видеть, что слой облачности тонок и иногда даже отдает голубизной неба. На аэродроме как и везде в округе царила камерная обстановка - спокойное равновесие зимних тонов, тишина и неподвижность. Лишь вокруг наших с Андреем самолетов шла энергичная предполетная возня - шаркали об асфальт лопаты, жужжал вентилятор печки и гудел внутри нее газ, раздавались шутки и смех.

Руководитель полетов - Владимир Алексеевич Гуськов обрадовался нам, как родным и просил не терять надежды - по имеющимся прогнозам эту хмарь должно было через пару часов растянуть. Под его чутким руководством аэродром был подготовлен к полетам - полоса и рулежка расчищены, снег убран.

И действительно, все получилось на редкость гармонично - мы подготовили самолеты к полету, а тем временем облачность поднялась. Я успел прогреть и отгонять мотор, поставить внешнюю антенну к GPS-навигатору и закрепить проводку, отогреть замерзший авиагоризонт.

В это время Андрей уже слетал пробный полет на разведку погоды и принес радостную весть, что условия, в общем, подходящие - облачность около 300 метров, видимость порядка 5 километров а временами даже выше, по ветру - вообще штиль. Я стал готовиться к своему пробному полету - предстояло убедиться в предполагаемой причине нарушения управляемости самолета по элеронам. В прошлый раз самолет ощутимо кренило влево, и приходилось постоянно подрабатывать штурвалом. Мы предположили, что такое могло происходить из-за неравномерной заправки топливом - в тот раз у меня было около 30 литров бензина в правом баке, левый же был залит под пробку. В этот раз мы дополнили правый бак, и я надеялся что теперь с управляемостью будет все в порядке. И вот мы на старте!

Расчеты относительно управляемости полностью оправдались! Сделав пробный полет по кругу, я вернулся в радужном настроении. Летать! Весь день! Сколько смогу! И в этот день провел я в воздухе еще около часа, слетав пару простеньких маршрутов, на крайнем из которых погода снова ухудшилась и пришлось возвращаться раньше задуманного. Но  мы очень удачно успели ухватить наше окно в метеоусловиях, день принес нам радость и полное удовлетворение - полетать смогли все, кто приехал на аэродром, а Андрей с Сергеем привезли хороший улов зимних пейзажей с воздуха. Вскоре стемнело, и мы перебрались от наших укутанных чехлами птиц в уютный кубрик пить чай и смотреть фотографии... Так открылся наш летный сезон 2012!

03.01

Настал день следующий, и мы поехали на Ходынское кладбище самолетов, когда-то бывшее музеем, с которого нашей команде был отдан на запчасти сгоревший Ил-14. Теперь перед нами встала задача как-то его разобрать (или расчленить?) и вывезти оттуда. Признаюсь, эта поездка была для меня неприятной. Я знал, что когда-то на Ходынке был музей авиации. И раньше я все хотел туда наведаться, но так случилось, что раньше, чем я туда попал, я увидел этот ролик:

Ролик реально вышиб слезу, а я понял, что мне там делать нечего и перестал туда стремиться. Периодически я слышал разнообразные страшилки о том хаосе, что царит на Ходынке и каждый раз расстраивался. И вот дожил до того момента, когда в силу нашей деятельности должен был там оказаться. Несмотря на то, что я слышал, увиденное потрясло. Началось все с того, что мы, несмотря на все надлежащие договоренности, не могли по-нормальному заехать на летное поле. Какими-то огородами с тыльной стороны мы оказались возле ворот автомобилистов, оккупировавших ВПП аэродрома и-таки проникли на него, как водится при помощи доброго слова и хрустящих бумажек. Летное поле оставляло гнетущее впечатление - самым неприятным ощущением, как ни странно, было то что перед нами аэродром. Вернее, то, что от него осталось. Если бы самолетное кладбище было бы устроено на каком-нибудь пустыре или возле металлоперерабатывающих фабрик, ну или просто во дворе какого-нибудь дома, это выглядело бы не столь уродливо, как здесь: аэродром со своими огромными ВПП, вместительными ангарами, вышкой диспетчерского пункта и даже аэровокзалом лежал, накрепко отрезанный от воздушного пространства со всех сторон реальностью потребительского одноразового мира, кричащего со всех сторон своими бессмысленными и мертвыми красками, затмившего небо квадратными метрами исключительно выгодного коммерческого жилья. По занесенной сугробами ВПП, некогда принимавшей и выпускавшей самые современные тяжелые лайнеры, тараканами резвились, удовлетворяя свои мелкии амбиции, автомобильчики, а в уголке за импровизированным забором из всякого хлама сгрудились поруганные обитатели аэродрома - самолеты и вертолеты, некогда бывшие его хозяевами, и так и не ставшие почетными пенсионерами, превратившись в груду мертвого металла. Дальше все продолжалось в такой же унылой манере - из непонятного цвета теплушки вылез сторож, на вид слегка за 30, но явно потерявший значительную долю разума и сознания в борьбе с зеленым змеем. Он уставился на нас стеклянными глазами, не очень понимая, что с нами делать... За то время, пока мысль оформлялась в измученных алкоголем извилинах сторожа мы успели пройти к остаткам Ил-14 и даже перенести некоторые вещи, а я успел понять, что, возможно, банально отрезать болгаркой от начисто выгоревшего фюзеляжа консоли и хвостовую часть не будет большим грехом, т.к. самолетом это точно не назовешь.



А потом сторож решил проявить бдительность - ведь перед ним были самые настоящие враги. Они собирались целый день не давать ему покоя, поэтому по возможности надо было их прогнать. Формальный повод нашелся очень быстро: "Знаете, ребята, а мне никакого непосредственного распоряжения относительно вас не поступало. Сейчас никого из начальства достать невозможно - праздники ведь, так что идите себе лучше отдыхайте спокойно... Праздники ведь..." На том мы пожали друг другу руки, поздравили с праздниками, пожелали хорошего отдыха и разъехались восвояси. А вечером я сильно напился.

04.12

А с утра авиационный новогодний нон-стоп продолжился. Вместе с сыном мы поехали в Монинский музей ВВС. И поехали не как простые зрители. У нас были более благородные намерения и более привилегированное положение, чем у обычных посетителей музея. Мы ехали в составе команды помогать нашим монинским коллегам-авиареставраторам в одном чрезвычайно интересном деле. Представьте себе, что вы увидели в музее знаменитый истребитель начала реактивной эры - Миг-15. Тот самый, на котором сражался в Корее знаменитый ас послевоенных времен Евгений Пепеляев, тот самый, которого боялись американские "Суперфортрессы", "Сейбры" и "Тандерстрики", тот самый, на котором летал в свое время Юрий Гагарин. А теперь представьте себе, что вы заглядываете ему в кабину и видите, как горят сигнальные лампы, вы можете включить посадочную фару, аэронавигационные огни, выпустить закрылки и щитки. А потом этот музейный экспонат заправляют керосином, звучит команда "от двигателя", и у вас на глазах машина оживает, наполняя пространство неповторимым реактивным громом и свистом! Согласитесь - такой экспонат оставит у вас намного больше впечатлений, чем просто статический монумент с надписью "за ограждение не заходить". За реализацию такой идеи и взялись наши монинские друзья, поняв, что двигатель одного из музейных МиГ-15 находится в хорошем состоянии, на консервации, и вполне может быть возвращен к жизни. Безусловно, работ по восстановлению самолета в целом, который простоял больше 40 лет очень много, но самый главный шаг - оживить его двигатель. И первые пробные запуски при успешном раскладе, если удастся все подготовить, должны были состояться в тот день. Мы с радостью приняли предложение поучаствовать в подготовке к запуску двигателя МиГа и, если получится, поприсутствовать на самом запуске.

К моменту нашего прибытия МиГ стоял в ангаре с отнятой хвостовой частью и вокруг него уже вовсю кипела работа.

Мы тотчас же включились в процесс.

Предстояло разобраться с питанием самолета, попробовать работу процедуры запуска "на сухую", без раскрутки вала, смонтировать термопары и подключить их к термометру и выполнить некоторые другие работы... Когда мы закончили подготовку, уже вечерело, но было ясно, что попробовать запуститься мы успеваем. Выкатили самолет из ангара, установив его в колодки, запитали топливную систему от бочки с керосином и Михаил выполнил первую холодную прокрутку:

Затем последовали несколько попыток запуска. Двигатель оживал неохотно - чувствовалось долгое время, проведенное без работы. Но все же, наконец, запустился! Это было зрелище! До того как двигатель вышел на режим из сопла извергались языки пламени, потом весь двигатель начал отгорать от консерватна и масла, сильно дымиться и выплевывать наружу снопы искр, как из печной трубы... В общем, это надо было видеть и слышать:


Хотя впереди предстоит еще много работ - по словам Михаила, подачу топлива необходимо регулировать и настраивать, режим малого газа двигатель не держит, норовит самопроизвольно набрать обороты, так что приходилось "душить его пожарным краном", термометр не показывает температуру газов за турбиной... Тем не менее, первый запуск, в общем и целом, был осуществлен успешно. А мы с сыном явились под вечер домой усталые, насквозь пропахшие керосином, но безумно довольные!

5,6,7.01

Следующие три для посвящались Ил-14! Сначала мы были в Тушино, где продолжали заниматься тихой и нудной работой по заделке высоковольтных проводов и шлангов маслосистемы. А шестого и седьмого числа ездили в Мячково к Пингвину. Погода традиционно стояла совсем не летная - температура плюсовая, лепил снег с дождем, вокруг - лужи и лед. Я уже рассказывал ранее о двух основных проблемах правого мотора Пингвина - насосе НВ-82 и системе выпуска вот здесь:

Пингвин и "полярники"

Тогда мы только начинали их решать. К настоящему моменту выхлопная труба была снята, заварена и привезена обратно - ее надо было поставить на место.

А насос НВ-82, благодаря живому уму Юры Бердникова был демонтирован, беспрецедентно отремонтирован прямо на месте, и наживлен обратно.
Его необходимо было закрепить и затянуть начисто. Слово "беспрецедентно" здесь, как нигде, стоит на своем месте, так как никогда ранее насосы с подобным дефектом - залипшими насосными элементами, не подвергались ремонту, и даже опытные техники однозначно ставили диагноз "под замену"! Дело в том, что насос представляет собой прецезионную конструкцию, собранную в заводских условиях, где детали каждого из 14 насосных элементов подобраны индивидуально с высокой точностью, а внутри эта конструкция находится под действием большого количества пружин.



Если ее разобрать, все эти пружины разожмутся, конструкция разъедется, и собрать ее обратно в полевых условиях будет просто нереально. Вдобавок к сложности сборки и индивидуальности насосных пар, в конструкции насоса, его сборке и установке все очень тесно связано с порядком подачи топлива в цилиндры, и есть очень много мест и этапов, единственная ошибка на которых приведет к неправильной подаче топлива сразу во все цилиндры! Однако, помозговав над книгами с описанием конструкции насоса, которые, благо, имелись под рукой, осмыслив суть неисправности, и пообсуждав возможные ее причины, мы пришли к выводу, что для устранения дефекта, скорей всего не понадобится полная разборка насоса, а потребуется лишь снять клапана залипших насосных элементов, чтобы доступиться к ним и попробовать их расшевелить чисто механически, постукивая по их поршням. Эта идея пришла в голову Юре, и мы опробовали ее на имеющемся в распоряжении закисшем агрегате НВ-82 с тушинского Ила. Предположение полностью подтвердилось! Столкнувшись с аналогичной ситуацией на Пингвине, мы уже знали, в каком направлении двигаться.





Демонтировав НВ, Юра с Михаилом расшевелили его и наживили по месту в том же самом положении, в каком снимали, чтобы не потерять правильность положения насосных элементов при возможных прокручиваниях винта мотора.



Весь день провозились мы с установкой насоса и выхлопной трубы и закрытием кожухов мотогондолы.



Были и здесь интересные моменты применения инженерной мысли - чтобы затянуть болт под трубой, Юра сгородил специнструмент:



По моей электрической части насущных работ на этот день не было, и я выступал "на вторых ролях" - крутил гайки, где скажут, подавал инструмент и прочие мелочи... Каждый из нас осознавал, что времени до темна осталось не так уж много, поэтому работали, не покладая рук. Пить чай шли крайне неохотно, приходилось зазывать примерно так:



К вечеру все намеченные работы на моторе были закончены и мы разъехались с тем, чтобы на следующий день приехать вновь и попробовать запустить мотор - проверить работоспособность наших решений и качество произведенных работ.

И вот на следующий день - в праздник Рождества небольшим составом мы опять оказались в Мячково. Времени у нас было немного, поэтому быстро подготовили мотор к запуску и запустили! Провели три пробных запуска, попробовали работу на разных режимах, регулировку оборотов, смеси, флюгирование винта. Это была самая настоящая награда! Все цилиндры мотора работали как положено, никаких лишних дымов и факелов.





Николай Васильевич Мотовилов искренне поздравлял нас, а мы наперебой жали руку Юре!
И пусть вокруг по-прежнему бушевала непогода, пусть впереди нас ждал левый мотор с аналогичной проблемой, а на правом моторе еще предстояло разбираться с регулятором смеси, но праздник удался! В приподнятом настроении мы отправились домой... Новогодний авиационный нон-стоп подходил к завершению, а я был как никогда доволен проведенными таким образом праздниками.

Всех с наступившим, удачи, радости и счастья в новом 2012-м!



Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Увлекатеьнейше!

И всё-таки, какое всё это авиационное железо красивое, а! Что насос этот, что движок МИГа...
НВ-82 - это насос высокого давления на Аш-82. На Ил-14 мотор впрысковой. И НВ-82 является "больным" местом двигателя, т.к. если двигатель редко работает, то он закисает.
Угу, рассмотрел уже чертёж и кинематику этого плунжерного насоса, оценил конструкцию, и, вобщем-то, понял как вы "расшевелили" его. Респект!
Однажды наблюдал двигатель от МиГа в работе - в ноябре 2009 года в Нижнем Новгороде срочно понадобилось перед открытием Метромоста нанести на него и ближние дороги разметку. А при этом шел дождь, и видимо, из-за такой срочности, из Стригино пригнали перронообдувочную машину как раз с двигателем ВК - просушивать свежеположенный асфальт. Вот это зрелище! "Фен" сушил асфальт до такой степени, что он плавился местами. Реактивная струя отбрасывала грязь и мелкие камешки четко в сторону автобусной остановки.


А что дальше планируется делать с этим МиГом в Монино?

Edited at 2012-01-11 08:15 pm (UTC)
Основная задача по этому МиГу - довести его до рулёжного состояния. Что-бы во время дней открытых дверей можно было запустить и отгазовать его. До зарубежных музеев нам далеко, но если что-то из экспозиции Монинского музея оживёт - это уже будет большое дело.
Ух-ты! Какие интересные подробности эпопеи с нашим метромостом... А какое отношение вы к этой стройке имели, если не секрет?
Я просто интересуюсь строительством) Каждый день в тех местах бываю, по дороге в университет и обратно)
А, вот как. ;)
Тоже каждый день проезжаю там, и слежу за вознёй с эстакадой! А до того, в начале 2010-х. когда учился, каждый день наблюдал как мост тянулся. Но вот шоу с чисткой асфальта пропустил, увы ;-D
(Anonymous)
Абсолютно никакого отношения не имею к авиации. Но читать ваши заметки в RSS подписке БЕЗУМНО УВЛЕКАТЕЛЬНО! Спасибо за то что вы делаете и за то что делитесь этим с нами! Искренне желаю вам успехов и победы!!
спасибо за красивые ролики и описание, звук двигателей замечательный.
Спасибо за слова поддержки. Но ведь наверняка в Вашем регионе тоже есть аэродром, частные самолёты, аэроклуб. И там можно отдохнуть душёй, покрутить гайки, полетать?
А в Горелово сейчас базируется Ил-14П "Советский Союз". И там очень нужна помощь его владельцу - Поддубному Сан Санычу.
Причём помощь нужна и физическая (гайки крутить, снег чистить, самолёт обслуживать) и даже просто поддержка добрым словом.
А гайки крутить - дело не сложное. И если у человека есть желание, то научиться можно довольно быстро.
Если надумаете помочь Сан Санычу - пишите на почту, я скину Вам его телефон.
Прекрасно все - и сделанная работа, и звук МИГа. Спасибо вам!
Насколько реально сделать музей, наподобие кукушка.ру?
В России частные музеи только развиваются. Надеюсь, что у нас появятся аналогичные музей самолётов с действующей техникой.