Рядом с красным Ан-2

Обыкновенное чудо

Как показывает практика, колупни авиатора и из-под оболочки отстраненности и серьезности, защищающей почти любого взрослого человека, забьет фонтан романтики и детской непосредственности. В правоте этих слов можно убедиться, если прочитать отчет Дениса n2367l (руководителя нашей electrical crew, в коммерческой авиации его бы, наверное, называли руководителем АиРЭО) о первом запуске двигателей на Ил-14 “Голубая мечта”.

В один из выходных конца января я сидел на корточках в кабине нашего тушинского Ил-14Т, и вокруг все было привычно и обыденно – сидения пилотов отсутствовали, разбитое левое стекло было заколочено фанерой, на полу искрился снег, нападавший из форточки, сквозь дыры на местах отсутствующих приборов видны были внутренности и провода, прямо перед носом свисал обрезанный жгут с сигнальными лампами…</p>


Скажем, не очень-то все и изменилось здесь с того момента, когда я впервые зашел в эту кабину год назад.

То, что я сейчас буду запускать двигатель этого, уже наполовину растворившегося в истории, потрепанного временем и искалеченного варварами 90-х экспоната, могло быть разве что сном… Или чудом. Тогда, год назад, я бы точно в это не поверил!

Да я бы и сейчас не поверил, в общем-то,

…Если бы не эти люди

…Если бы не их харизма и неукротимая энергия, настойчивость и открытость, бескорыстность и искренность… Если бы я не работал с ними плечом к плечу, весело, с шуточками-прибауточками, “на раз-два взяли” и на “эх, ухнем”. Если бы не говорили проходящие мимо, – “наёмные так не работают!”



…Если бы не было тех долгих и нудных девяти месяцев мучений с электропроводкой…

…первых радостей от загоревшихся лампочек и фар,


…первой прокрутки двигателя прошлой зимой

…Если бы не было тех теплых летних вечеров,

…восхитительных закатов

…и первых гонок шасси,


…Если бы не было возни со шлангами маслосистемы


и высоковольтными проводами,


…Если бы у нас не появился еще один Ил-14 – Пингвин, и не было бы тех первых запусков его двигателей и новогодних авиационных каникул 2012,

…Если бы не неделя безвылазных работ перед запуском, когда мы уже не понимали, где день, а где ночь и все спорили, зачем нам нужен этот запуск в этот трескучий мороз, и неужели трудно подождать еще немного до тепла,

…Если бы не ожившие стрелки на приборах контроля правого мотора, которые мы устанавливали совсем недавно, в такой же трескучий мороз, где-то между ночью и утром, где-то между седьмой или восьмой чашками чая, тепла которых хватало где-то на полчаса,

…Если бы, наконец, не только что состоявшийся первый запуск двигателя,

…произведенный руками опытного и мудрого Николая Васильевича Мотовилова, для нас ставшего уже просто Васильичем,


…не запах горелого масла и марево от теплого мотора. Я еще не успел толком пережить этот запуск – я пробегал весь процесс. Смотрел на приборы двигателя, на токи и напряжения, на выхлоп, прислушивался к звуку, принюхивался в воздуху в разных частях самолета. Как только мотор был остановлен, тут же побежал со всей компанией мерить температуру цилиндров,

и вот, Николай Васильевич доверяет мне второй запуск!

Ну и где же сон, где ж тут чудо? Все реально, естественно, штатно и вполне закономерно… Делал – теперь запускай! Но чудо определенно есть, и это осознают все – те кто стоит снаружи и, не имея терпения, кричит мне:
- Ну где же “от винта!” Когда же будет “от винта!”?
И те, кто собрались вокруг меня внутри и, волнуясь, наперебой советуют, напоминают, делают замечания:
- Сдвинь РУДы…
- Проверь давление…
- Не забудь крикнуть вслух “от винта!”, а-то народ волнуется…
- А у тебя все АЗСы включены?
- БЦН включил? А чего давление топлива не показывает?
- Наверное где-то обрыв цепи…
Чувствуется, что люди ждут чуда, этого закономерного чуда, к которому мы все вместе так долго шагали, и оно вот-вот настанет. Я невольно проникаюсь этой обстановкой общего волнения и ажиотажа – мысли комкаются, сбиваются, и вся процедура запуска протекает, в основном, “на рефлексах”, на том, что успел запомнить, когда запускался на Пингвине. И опять ничего сверхъестественного, все уже, можно сказать, даже привычно: вот сейчас подам напряжение на стартер и буду ждать, пока раскручивается маховик, теперь нажму на тумблер сцепления, и в ответ услышу отчетливый надрывный стон нагруженного маховика вперемежку с клацаньем железа внутри огромного мотора, по звуку уже слышу – крутится хорошо, и отчетливо могу представить вращающийся винт – не надо даже высовываться из окна. Теперь добавить немного дополнительного топлива в цилиндры, включив электроклапан заливки. А теперь – зажигание… И опять ожидаемый ответ от самолета: двигатель закашлял, зачихал, пошли первые вспышки и… Вот он! Ровный басовитый гул, стрелки прыгнули на свои места: давления масла в норме, обороты подправляю до 1000. Все ожидаемо, все штатно. На чудо не похоже. Посмотреть что ли в окно, как там выхлоп? И выхлоп тоже в норме! Постороннего дымления не наблюдается. Но что это – обороты падают, стрелки пляшут, что-то явно не так. Пока я торчал в форточке, Юра уже прибавил РУД, но мотор почему-то продолжает глохнуть… Чудеса какие-то… Я смотрю на приборы, пытаюсь подобрать РУДом режим, но ничего не помогает… Но ведь я не один, вокруг меня такие люди, с ними попробуй не справься! Чудес ведь не бывает – я просто забыл открыть пожарный кран.

Однако взгляните на это со стороны: рынки, автодромы, автостоянки, поле для пэйнтбола, бытовки, подъемные краны и стройка стадиона… Что укажет, что здесь когда-то был аэродром? Вот эти два старых, занесенных снегом самолета, у одного из которых отсутствуют рули, элероны и закрылки и выбиты стекла? Смешно! Непонятно, что они здесь до сих пор делают, эти самолеты, их давно пора сдать в металлолом и вычеркнуть из городского облика. Но вы только посмотрите – у этого самого, старого, серого-голубого, без рулей, запускается мотор и начинает вращаться винт! Этот огромный винт поднимает за собой веселые снежные вихри, уносящиеся за забор стройки стадиона, а звук мотора, громкий и властный, перекрывает все остальные привычные городские шумы. Такого звука давно уже не было слышно даже в кино!

Этого не может быть, – скажете вы и будете, наверное, правы. Потому что, все-таки, это – чудо! Но чудо обыкновенное! И устроили его обыкновенные люди! Вот некоторые из них:

Алексей ([info]lekseys)

Михаил

Владимир (Vovacii)

Владимир ([info]myth_043)

Олег

Денис ([info]n2367l)

Сергей

Сергей ([info]zharkovse)

Юрий

Евгений

Катерина

Андрей ([info]vulkan_avia)

И это далеко не все. Нас много, и приходят еще, так что будут еще чудеса – здесь без сомнений!



 
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Как вы смогли проводку восстановить - вообще не представляю! Круто! :)
Почему когда в книгах читаем что кто-то кого-то оживил, то видим приписку чудо, потому что так оно и есть. И здесь силами людей создается Чудо - оживляется самолет который "давно пора сдать в металлолом и вычеркнуть из городского облика". Это настоящее рукотворное чудо, по больше Вам всем таких чудес и ясного неба вокруг.

Edited at 2012-02-22 04:33 am (UTC)
Преклоняюсь перед Вами и тем что Вы делаете, Андрей. От всей души желаю удачи Вам и славному ИЛюше.
Спасибо! Однако, преклоняться не стоит - лучше присоединяйтесь!