Рядом с красным Ан-2

Математики тоже хотят летать - рассказ Юры

11 августа 2012 случилось радостное событие для меня - на аэродроме Шевлино вылетел самостоятельно курсант Юрий Бердников, с которым мы вместе учились. Я учился быть инструктором и осознавал, какой это нелегкий труд, а он получал навыки пилотирования. Не знаю, как ему с инструктором, но мне с курсантом реально повезло. Я без колебаний, после проверочного, вылез из кабины и остался на перроне. Юрий (zangy) написал пост под названием Математики тоже хотят летать и я с удовольствием размещаю его у себя в журнале.

Некто Спиридонов попросил меня поделиться впечатлениями от своего первого самостоятельного полёта. Почесав макушку, я решил написать чуть больше о своём лётном пути.

В школьные годы я об авиации даже не задумывался. Без фанатизма гонял в авиасимуляторы, предпочитая «мелкую» авиацию большим пожирателям керосина. Руки росли из нужного места благодаря возне с мототехникой, радиодеталями и прочими инструментами, был год авиамодельного кружка, но до серьёзного уровня не дошло. По физическим кондициям я в военные вузы не проходил.  Потом поступил в МГУ, переехал в Москву.  Когда стало появляться свободное от учебы время, начал ходить по различным интересным местам Москвы и её окрестностей.  Так 9 мая 2009 года я оказался в монинском музее ВВС. Тут-то и пошёл человек по наклонной :)
Осенью того же года я присоединился к команде волонтёров-реставраторов ( http://aviarestorer.ru/ ), с ними же и первый раз поехал на полёты.

Як-18Т, 15 минут на пассажирском кресле, счастливую улыбку потом час согнать с лица не мог =) В тот же день первый раз слетал в зону за штурвалом. Очень понравился подход инструктора, Конюхова Владимира Яковлевича: видя, что веду я себя адекватно происходящему и что-то в авиации понимаю, позволял мне самому делать возможный максимум. В том числе радиообмен, «в режиме попугая» повторяя слова инструктора и привыкая к фразеологии.

Вот на этом аппарате я впервые поднялся в небо:



В общей сложности я налетал 2.5 часа за штурвалом Яка.  Правда, от полёта до полёта могло и полгода пройти. К началу третьего часа уже уверенно совершал полёт по кругу примерно до момента начала выравнивания.</p>

Происходило всё это в Белоомуте, аэроклубе «Аист» ( http://www.aistclub.ru/ ). Если выбираете место для обучения – настоятельно рекомендую обратить внимание.

          Тем временем жизнь продолжалась, и один очень хороший человек с очень правильным шилом где-то в области нижней чакры  затеял проект по восстановлению Ил-14 на тушинском аэродроме. Пару раз поучаствовал я в субботниках (воскресниках?), да как-то и прижился в Тушино. Всё-таки живой самолёт гораздо интереснее музейных экспонатов.

Шли месяцы, Андрей закончил переборку двигателя Вжика, и часть тушинцев подрядилась помочь этот двигатель на место водрузить. Командой это делать было намного веселее, и попутно выдалась возможность сравнить качество изготовления наших самолётов и буржуйских. Наши однозначно лучше. Там где на советской технике ШР, на Цессне будет клемма вроде автомобильной. А статика ПВД выведена просто в борт. Однако ж, летает.

После сборки аппарата нельзя было не напроситься полетать. По сравнению с Як-18Т,  «оно вообще на штурвал не реагирует!!!» Там, где Як управлялся лёгким нажатием на штурвал, на Вжике его приходилось интенсивно крутить.

Когда Андрей предложил перевести покатушки на более серьёзную колею, я сразу согласился. Тут основной процесс обучения и начался. Первое, что изменилось – появилась предварительная подготовка к полётам в виде написания конспекта «что и как я буду сегодня делать в самолёте». Со всеми процедурами, радиообменом и прочим. Привыкнув за пять лет писать конспекты «для себя» и выносить в них только нужное, я долго не мог понять, что от меня хотят и чем текущий вариант не устраивает. За что и страдал, уступая очередь в плановой таблице товарищам с лучшим почерком и прилежанием.

После пятого круга эта картинка стала вызывать только лёгкую понимающую улыбку:

Поняв, что в качестве рукописного конспекта тягаться не получится, воспользовался знаниями современных технологий и отрисовал схему круга на компьютере.

Постепенно сложилось взаимовыгодное сотрудничество: мы как курсанты компенсировали затраты на бензин и помогали в техобслуживании ЛА, Андрей нас за это учил летать, сам при этом учась учить.

Но практика – это практика, а без хорошей теории пилота не получится. А теорию мне посчастливилось познавать в АБН-Аэро ( http://abn.aero ) у лучших преподавателей МАИ и академии им. Жуковского.

Несколько слов об аэродромах базирования. Большую часть времени это было Конаково ( http://konakovo-aero.ru/ ). Хорошая 400-метровая асфальтовая полоса, высоко сидящий и далеко глядящий диспетчер-информатор. Недостаток – заросшие лесом подходы к полосе, и в летнюю жару Вжик буквально цеплял колёсами за сосны. Поэтому полёты отменялись, и мы ездили купаться на Волгу.

            На этом же аэродроме базировался профессиональный инструктор Володарский Юрий Анатольевич, давший нам много ценных советов. Например, именно по его рекомендации мы начали вести видеозапись посадок. Внимание, вопрос: сколько косяков на посадке допущено и какие именно ?




Другой ценный совет - тренировать скорость считывания информации с приборов.  Предложенный вариант с бумажными приборами мы творчески переосмыслили, и, воспользовавшись своими знаниями, написал простой тренажёр.


            В архиве, который можно скачать - три прибора: магнитный компас, тахометр и высотомер. Можно подкладывать свои изображения приборов.

            В дальнейшем произошло некоторое ухудшение морально-политической и финансово-экономической обстановки на аэродроме, по причине которого сначала пришлось прекратить полеты по кругам, а затем было принято решение о перебазировании на площадку Шевлино (http://www.facebook.com/neboshevlino). Пока что об этом ни разу не пожалел. Хоть и присутствуют двухметровые бугры на полосе, но при должном внимании посадка на них трудности не представляет, обстановка больше напоминает большую добрую деревню, чем серьёзный аэродром.

            Здесь же я впервые попробовал полёт на планере – две зоны и десять кругов. В обе зоны не повезло с погодой – восходящих потоков не было. Но круги я отлетал честно – поддерживал навыки, пока Андрей был на Камчатке. Потом мне эти полёты на планере аукнулись парой низких выравниваний на Вжике – привык, что голова на метр ближе к земле. Впредь надо быть осторожнее при полётах на разных типах.


Дальше просто несколько разрозненных мыслей, которые могут оказаться кому-то полезными.

Дважды в полетах по маршруту сталкивался с отказом GPS. На своей шкуре прочувствовал, зачем надо перед полетом готовить карты, выписывать курсы, время и ориентиры.

Симулятор скорее вредит на этапе первоначального обучения, чем помогает. Я долго избавлялся от привычки постоянно смотреть на приборы. Другая особенность подавляющего большинства симмеров и моделистов – неумение пользоваться педалями. На Цессне одним штурвалом много не нарулишь.

Всё надо делать плаааавно. Особенно газ убирать  перед выравниванием. Уберёшь резко – получишь раскачку по тангажу. Опытный пилот исправит и даже не заметит этого, мне это долго мешало нормально выравнивание делать, пока не понял, в чем загвоздка.

А, да, собственно впечатления от первого самостоятельного полёта.

Для меня он неожиданностью не был – ясно, что к нему шло. На контрольных кругах боковым зрением заметил, что Андрей тщательно пытается прикинуться ветошью, молча в СПУ  и держась за ручку, чтобы случайно не задеть штурвал. После четвертого он сказал зарулить на стоянку, вылез и отправил меня в первый самостоятельный полёт.

Первое впечатление после взлета – «как же она прёт-то с одним человеком в кабине!». В итоге ко 2му развороту имел 250 метров вместо обычных 190. Круг заужать не стал, рассудив, что чем меньше переменных – тем меньше шансов что-то напортачить. Глиссада получалась чуть круче обычной – маловато газа убрал, облегченный самолёт летел хорошо, перенёс точку выравнивания метров на 10 пораньше, и всё равно скорость получилась повышенной – на видео хорошо видно, сколько я просвистел до касания. Зарулил, остановил двигатель, вылез принимать поздравления.

По-моему, Андрей волновался намного больше меня =)

Уже дома начал подсчитывать, сколько же я налетал до этого знаменательного момента. Получилось почти 24 часа на всех типах. Так и до пилотского недалеко :)  Обычно в первый самостоятельный идут с вдвое меньшим налётом,  но у меня перерывы большие получались между полётами.

Краткий список благодарностей:

Андрей Иванов vulkan_avia – за то, что сделал для развития авиации больше, чем отдельные министерства и научил меня летать

Алексей Спиридонов lekseys – за то, что всё-таки сподвигнул меня написать этот поток слов.

Сергей Сигитов aviator098  – за хорошую компанию в обучении и комфортабельную доставку летунов к летадлам и обратно. ( ты следующий в самостоятельный полёт. И только попробуй этого не сделать! )

Команде монинских реставраторов ( http://aviarestorer.ru ) – за то, что добавили в кровь авиационного топлива.

Команде тушинских реставраторов – за то, что мы вместе делаем.

Аэроклуб АБН ( http://abn.aero )– за первоклассное преподавание теории.

Аэроклуб «Аист» ( http://aistclub.ru ) - за первые шаги в небо.

Всем остальным – согласно заслугам.







Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
По моему я даже присутсвовал при том, первом полёте.
Яша и меня, так сказать, "девственности" лишил. Никогда незабуду первыую горку и ощушение невесомости...
Юр поздравляю, событие!
Поздравляю и новых типов, до А-380 включительно!
"Симулятор скорее вредит на этапе первоначального обучения, чем помогает. Я долго избавлялся от привычки постоянно смотреть на приборы. Другая особенность подавляющего большинства симмеров и моделистов – неумение пользоваться педалями. На Цессне одним штурвалом много не нарулишь."
Вот из-за таких выводов и растет недоверие к симулятору). В самой фразе кроется ответ, не симулятор вредит, а подход к нему. Ведь, та же привычка смотреть на приборы постоянно, не симулятором заложена. Лично мне симулятор помог и, даже, до сих пор помогает, в нем я научился ориентироваться в пространстве, он дал мне навыки рабты с приборами и по приборам. В симуляторе я научился правильно распределять внимание и выполнять правильные действия на всех этапах полета. А вот самобытный подход к проецссу, в итоге, и приводит к тому, что симулятор может начать мешать и создавать симуляторщику определенное реноме. Ведь симулятор вполне поволяет, например, ручку дергать - чего там - только картинка будет побалтываться, в реале все проблюются). Можно заходить черте-как и взлетать без всяких мылей о каком-то там выдерживани и разгоне у земли и т.д. и т.д. А педали, да, нужны - тоже очень помогает в дальнейшем освоении самолета. Только, и тут вопрос, как ими пользуется самостийный пилот симулятора? Да зачастую, не управляя теми самыми педялми скольжением, а работая ими как рулем на машине - пытается ими задвать направление полета, что в реальных полетах вызывает легкое недоумение.

Edited at 2012-08-20 02:46 pm (UTC)
Ох, подозревал я, что несогласные тут сразу найдутся =)

По порядку.
мб, я неправильно употребил термин "этап первоначального обучения" - здесь я имел в виду начальные полёты по кругам и зоны возле аэродрома. В маршрутных полётах и ППП сим, по-моему, полезен.

мои "претензии" к симуляторам:

1) В самолёте "пятой точкой" чувствуешь то, что никакой сим не передаст. В частности, отсутствие скольжения при выполнении координированных разворотов - на шарик смотреть уже не надо.

2) В симе перевод взгляда с земли на приборную доску занимает намного меньше времени, глазам не надо перефокусироваться с бесконености на полметра, и угловое расстояние поворота глаз на порядок меньше. Соответственно, так же легко следить краем глаза за приборами и проверять их показания при каждом удобном случае в реальности не получается. Приходится переучиваться на другой темп контроля приборов.

3) Угол зрения монитора и реального глаза не совпадают - появляются искажения, трудно правильно визуально определять высоту глиссады. Если FOV ставить соответственно реальности - в "амбразуру" монитора мало что увидишь.




Конечно, найдутся несогласные!))

1) да, в симе летать сложнее по этой самой причине, если пытаться летать правильно. А если вы чувствуете минимальное скольжение в реальном полете, то, либо, вы влетанный до немогу, либо, скольжение уже достаточно нефиговое, что более вероятно, я до сих пор на шарик смотрю, если хочу выполнить особо офигительный разворот , а в планере и подавно, без нитки никуда, и сим позволяет правильно на него реагировать при наличии педалей.

2) это относится к попытке прямого переноса полученного в симе опыта на реал, на самом деле, значение имеет только принцип, на мониторе в 14 дюймов и 25, тоже все по-разному, а еще и зум можно настраивать. Конечно, симулятор никогда не даст возможности взять, там, и получить полные навыки. "Приходится переучиваться на другой темп контроля приборов." Так это в каждом самолете все по-разному, на Вильге одно, на планере другое, на автожире, вообще, прибор скорости вправо запихали и доска чуть не под ногами.

3) во-во, и не пытайтесь попробовать там сделать реальный размер. Мозг умнеее, чем человек о нем думает, он сам поймет, что к чему и перенастроится под реальные условия, постепенно сообразив, что та маленькая стремная хрень, какую он видел на мониторе, будет примерно сответсвовать такой вот картине видмой из реальной цессны. Сим даст понять, что такое уход под глиссаду, что такое отклонение с осевой и как, вообще, лететь не как бык пописал, а по линеечке в полосу. Моя жена под моим чутким руководством как раз решила такого рода проблемы с помощью МСФС.

Edited at 2012-08-20 09:53 pm (UTC)
здорово.
тоже хотелось бы когда-нибудь научиться.
Андрей, ПОЗДРАВЛЯЮ!!
Это большое счастье и огромная ответственность - давать людям дорогу в Небо.
Ты постоянно осуществляешь то, о чем многие могут лишь мечтать! :)
Спасибо. Это действительно счастье - знакомить людей с Небом и давать возможность летать. Становится очень хорошо на душе, когда ты видишь, как человек расцветает, как глаза его начинают светится и улыбка озаряет его лицо. И понимаешь, что ты смог сделать ему очень очень хорошо.
А мечтать - так ведь это в наших силах мечты превращать в реальность! И это достаточно просто, главное очень сильно этого захотеть. ;-)