Нос вжика

Мой доклад "Аэродромы России" на МАТФ-2012

Август насыщен авиационным мероприятиями, в одном из которых мне довелось принять участие в качестве докладчика: МАТФ-2012 (Международный авиатранспортный форум) проходил с 23 по 25 августа на территории аэропорта Ульяновск-Восточный.



В числе участников форума представители российской и международной AOPA. От нас это Владимир Тюрин и я, от IAOPA - полномочный представитель IAOPA в ICAO Фрэнк Хофман.

На подготовку доклада меня сподвиг главный редактор журнала АОН - Сергей Арасланов, в сборе информации и написании доклада помогали Дмитрий Шаповалов и Владимир Тюрин. Также надо упомянуть, что составление доклада было бы невозможно без сервиса MAPS.AOPA.RU - открытой интернет-базы аэродромов России и СНГ.


Фрагмент моего выступления.



Полёт в Ульяновск


Лететь в Ульяновск я решил на ВЖИКе, тем более, что как показала практика Cessna-150 является самым удобным и недорогим видом транспорта.

План на полёт туда и обратно был подан заранее. Самарский ЗЦ его быстро утвердил, а вот МЗЦ начал просить меня согласовать свой пролёт с Чкаловским. Честно сказать мне совершенно не понятно, почему свои функции МЗЦ перекладывает на пользователей (к слову этим занимается только московский зональный), ну да ладно. Вечером попытки дозвониться до Чкаловского успехом не увенчались. В 12 ночи РП спал и дежурный отказался его будить. Пришлось звонить с утра. В 6 - РП ещё спал. ;-) к 7 утра РП проснулся и согласовал пролёт ВЖИКа. Сообщив сиё известие в МЗЦ план тут же был одобрен!

Утром 23 августа Дима заехал за мной на микроавтобусе и мы поехали на аэродром Шевлино.
Вначале нашего полёта нас немного помочил дождик, ближе к Нижнему Новгороду погода улучшилась и мы, подгоняемые попутным ветром быстро шли по маршруту. На аэр. Бабино (Нижний Новгород) была выполнена промежуточная посадка на дозаправку. Валерий Филиппович и Виктор нас напоили чаем, заправили и мы двинулись дальше. Чистое лётное время до Ульяновска у нас заняло чуть больше 5 часов.

Аэропорт Ульяновск-Восточный поразил своей огромной ВПП. Её длина 5000м! С неё летает Ан-124 "Руслан" и любое ВС может произвести взлёт и посадку! Обалдев от такой шикарной полосы я забыл вовремя доложить "на прямой полосу наблюдаю к посадке готов" и тут же был "подколот" диспетчером, который на выравнивании с улыбкой в голосе спросил "1032 полосу наблюдаешь?". Конечно наблюдаю! Ещё-бы. Я её за 20 км отлично наблюдал!

Ульяновск-Восточный




Следующий день мы провели в конференц-зале. Было много интересных докладов, презентации.
Особенно запомнились доклады Владимира Тюрина и Фрэнка Хофмана, Андрея Шнырёва (Минтранс) и Владимира Чертока (Ространснадзор). Правда после доклада который сделал В.Б.Черток сложилось ощущение, что человек настолько высоко поднялся вверх, что совершенно перестал видеть что творится в реальной жизни. Похоже, он искренне верит, что транспортная безопасность это самое важное в авиации.


полномочный представитель IAOPA в ICAO Фрэнк Хофман


Тюрин Владимир


Шнырёв Андрей


Но разрешите от лирического вступления перейти к моему докладу.

Доклад










Аэродромы класс Г – 3 класс 1500-1800м от 10 до 30 т - Ан-24, Ан-72, Ан-140, Як-40
Аэродромы класс Д – 4 класс 600-1200 м до 10т – Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Л-410
Аэродром класс Е – полевые, временные аэродромы и посадочные площадки


Несколько примеров:
1. Необходимый для сертификации минимальный штат персонала аэропорта, обслуживающиго 1-2 рейса в неделю – около 50 чел. Из которых 15 человек служба авиационной безопасности (САБ). При этом реально работу такого аэропорта может обеспечить 3 чел.

2. Аэропорт Йошкар-Ола (примерно 1 рейс в день) мин. штат более 100 чел, в США аналогичный аэропорт – штат 3-5 чел.

3. Заработная плата 6-9 тыс. руб /месяц, на Севере человек с учётом всех премий, надбавок получает 20-22 тыр. – фонд зарплаты аэропорта 1,5-3 млн. руб в месяц (для приёма от 4 до 24 ВС в месяц)

4. Сертификация аэропорта – взятки за успешную сертификацию составляют 150-300 т.р. Работа комиссии по транспортной безопасности (служба САБ – «съедает» до 250 т.р)



Можно сделать вывод, что 263 аэродрома ГА малозагружены и просто работают в убыток государству, выполняя завышенные требования по сертификации аэропортов и являясь убыточными. При этом про посадочные площадки АОН можно говорить, что интенсивность полётов на них значительно превышает загрузку большинства аэропортов страны.



Если сравнивать с зарубежными аналогами, то:
Домодедово (54 место) – около 800 операций в день
Шереметьево – 750 операций в день (аналогичный аэропорт – Сиэтл – около 900 операций в день)
Абсолютным лидером является аэропорт Атланта – 2657 операций в день

Крупные аэропорты России не очень рады лёгким ВС, вертолётам. Возможность прилёта в аэропорт блокируют огромными сборами, ПДСП аэропорта направляет владельцев в хендлинговые компании, которые выставляют счета за дополнительные и не очень понятные услуги
Пример взлёт/посадка в ШРМ на Cessna-150 мне обошлась в 476 руб (благодаря поддержке аэропорта Шереметьево), а/к Челавиа при попытке спланировать полёт на аналогичном ВС было предложено оплатить 65 тыс. руб хендлинговой компании. При этом в крупных международных аэропортах США стоимость взлёта/посадки не превышает 20$, но наиболее часто бесплатно т.к. затраты на сбор средств соизмеримы с платежом.





Ставки аренды земли коммерческого использования (транспорт и связь) в десятки раз превышают ставки на земли сельхоз-назначения. (стоимость аренды 1 ГА земли транспорта и связи в районе Чебоксар (Чувашия) составляет более 10 тыс. руб в месяц) Нельзя ограничивать площадь аэродрома по условиям безопасности, однако высокими арендными ставками это фактически делается!

Военные аэродромы – как только снимается комендатура с оставленного военными аэродрома, ВПП начинают разворовывать на плиты местные жители, т.к. цена 1 дорожной плиты превышает 25 тыс. руб.






Правдинск - брошенные военный аэродром. Раньше тут базировалась истребительная авиация.


Гирвас - аэродром транспортной авиации, тоже брошен...


Октябрьский - гражданский аэродром, построенные во время СССР и брошенный за ненадобностью. Сейчас с него работают летом самолёты авиалесоохраны.


Усть-Хайрюзово - благодаря упорству руководства аэропорта и местным властям аэропорт живёт.



А это знаменитый Олёкминск - где цена прилёта вне регламента более 14 тыс. руб в час. Но этот аэродром нужен, очень нужен нашей стране!


Железногорск-Илимский - брошенный гражданский аэропорт. Великолепная ВПП, здание аэровокзала сохраняются энтузиастами...


Здание КДП аэродрома Усть-Мая. Аэродром очень активно работает!


Кузнецово - частный аэродром. Один из лучших аэродромов АОН в России!


Мочище - тоже частный аэродром. Впервые я встретил такие великолепные заправочные комплексы на аэродроме.


Челябинск - аэродром "Челавиа".


Уфа - аэродром Первушино. Частный аэродром. Очень красивый и аккуратный аэродром АОН.



После сбора материалов и подготовки доклада мне стало грустно. Положение с аэродромами очень печальное. Я не знаю, на какое государство работают наши чиновники, но знаю точно, что отсутствие транспортной инфраструктуры ставит под угрозу целостность страны!





Tags:
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Хороший доклад. Честный. Печально конечно, что так вот просто умирают великолепные аэродромы и полосы. Остается надеяться, что все-таки что-то изменится и конечно же благодарность всем энтузиастам, которые все-таки выкупают и восстанавливают аэродромы АОН.
Кипр, Великобритания, Мальдивы, Швецария.... список государств можно продолжить.
Андрей, глядя на.... блин, я даже не знаю, что сказать. Какой-то паноптикум. 50 человек, бгг))) А я ещё думал, когда из Тамбова на Ан-24 улетал - нафига тут столько народу шастает, когда достаточно пятерых? При одном-то рейсе в день? А вот оно, оказываецца:)) Страна идиотов.
Спасибо, очень информативно и познавательно.
Хороший доклад, очень интересно. Как всегда, неконкурентоспособность через административные барьеры, раздутые штаты и необходимость кормить "безопасников".
Спасибо. Честно сказать на форуме у меня вызвал ужас доклад Чертока. Этот человек с абсолютной уверенностью в своей правоте рассказывал насколько нужна служба АБ и как опасны террористы. Он полностью уверен, что существует терр. опасность на таких аэродромах как Усть-Мая, Усть-Хайрюзово, Охотск...
Поражает, насколько люди такого уровня далеки от реального положения вещей. Как будто они живут в другом мире.
Они и живут в другом мире. Им пофиг на реальные угрозы, но деньги к ним должны идти. Толпы бездельников в любом аэропорту -- это основа его личной власти и положения. И ни один чиновник никогда в жизни не согласится на сокращение собственного штата.
То же самое в морском деле - там где Норги справляются впятером и в случае прихода судна загранплавания просто отгораживают причал сеткой рабицей - у нас должен охраняться ВЕСЬ периметр, вооруженной охраной МИНТРАНСА, и ВСЕГДА, а не только на время захода судна. Ну и конечно никакая сетка рабица не подходит - мощный забор, колючка, ну и так далее. Сколько все это стоит? И ради чего банкет? Какая экономика это выдержит? ... Больно и печально, маразм и тупизм вместо разумного подхода и экономики.
Очень интересный доклад! Как много на самом деле можно сделать простым изменением законов - даже деньги государству тратить не нужно.
правдиво и грусно......большре спасибо!
Очень интересно, спасибо, но действительно грустно(
К докладу приписать нечего - вы проделали большую работу. Поздравляю. Стал относится ко всей вашей работе максимально серьезно. Проблема только в одном: такая ситуация практически во всех отраслях, так называемого, народного хозяйства. И до ОАН ни кому не будет дела еще лет 100. Салтыков-Щедрин писал: "Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас в России, я отвечу, - пьют и воруют." Проблема только в том, что инициативы, даже правильные, обычно приносят инициативным людям одни лишь проблемы. И морально-нравственные, и конкретно-карьерные. Но бороться надо, вариантов нет. Удачи! И я с вами!!! P.S. Про полет через всю страну - уважение. По-моему - это подвиг. Провожал вас, был на конференции. Вы примеры для подражания.
Сильный доклад!
Вы вообще сильный человек!
Очень хороший доклад. Если можно, несколько небольших замечаний (чистое ИМХО):

1. Цены на региональные перевозки дороже и в США (раз сравниваете с Америкой). Просто потому, что затраты на полёт "раскидываются" на меньшее количество пассажиров. Если просто лететь на 100 миль - жутко дорого. Если как часть полёта "деревня" - "хаб" - "хаб" - "деревня" то да. Тогда берут за весь маршрут и "деревня - хаб" (один участок) получается почти бесплатно. За второй "хаб - деревня" уже надо слегка доплатить.

2. В США если из "деревни" везут пассажиров на регулярном рейсе, то система безопасности там будет такая-же как в JFK или Атланте. Стерильная зона, металлодетекторы и пр. и пр. По полной программе. И периметр будет и всё будет. И это логично - пассажир через такой маленький аэропорт попадает в "систему". И дальше его уже никто нигде не проверяет. Понятно, если главный вход охраняет батальон с танками а задняя калитка настежь и никого там нет, то толпа на главном входе бессмысленна. Другое дело что всё это замечательно уживается со всякими "ВЖИКАМи" на соседнем перроне (а иногда и на том-же самом). Но попробуй заступи за красную черту на асфальте!

3. 3 - 5 человек с коммерчиским рейсом не управяться. 2 - 3 грузчика нужны, 2 - 3 агента за стойкой билеты проверять и багаж принимать, TSA - тоже человек 5, уборщик со шваброй. Не 50 - 100, конечно, но человек 15 как минимум наберётся. А "башни", конечно, может и не быть, метеостанция автоматическая... Деньги за посадку с коммерчиских берут, кстати, "за износ полосы и продавливание перрона".

4. Я не думаю, что где-нибудь в США есть аэропорт с одним пассажирским рейсом в день. Невыгодно. См. пп. 2 и 3.
Печаль, не то слово. Существует ли видеозапись вашего доклада?
Хороший доклад - с анализом, иллюстрациями, примерами и предложениями.
Уважаю и за прямоту и смелость!
Что предлагаете делать с "лишними" сотрудниками аэродромов с низкой загрузкой?
Семь лет назад было дело сравнивали аэропорт в России и аналог в Канаде. У нас было 2500 человек, в Канаде - 250 сотрудников. С тех пор штатку поджали, не до 250 конечно, но все же. Что сделали с лишними? - это дело ни одного дня - кто-то ушел на пенсию, кто-то в смежный бизнес, это процесс - экономика должна быть экономной с одной стороны, а люди должны производить продукт достаточный для того чтобы была возможность заплатить им достойную зарплату. А то куда ни ткни - 10 человек делают работу одного - и получают соответственно по 1/10...
Спасибо за добрые слова. А "лишних" надо увольнять, переводить в новые области. Понятно, что это люди, и их нельзя просто вышвырнуть на улицу, но раздувать штат той же САБ набирая лоботрясов тоже не стоит.
Штат раздувать, конечно, не стоит. Но что делать, если он уже давно раздут? Молодая энергия потребует решить все быстро и честно. Но возникнет и другая точка зрения. Я надеюсь, что возрождение малой авиации и увеличение загрузки аэродромов приведет также к росту потребности в персонале этих самых аэродромов. Тогда и проблемы не будет...
Великолепный доклад!
Но стоит только случиться какому-то происшествию, так сразу чиновники самых разных ведомств начинают имитацию бурной деятельности - ужесточить, запретить, наказать и т.д.
Махно
(Anonymous)
На сайте госкорпорации ОРВД есть система добровольных сообщений по безопасности полётов при ОрВД в разделе безопасность и качество, куда можно предъявить претензии по необоснованным требованиям Московского зонального центра включать в формализованный план полета фамилии и время согласования использования воздушного пространства ведомственных аэродромов.
А я-то думал сделаю билет по 7р/км и буду гешефт получать, а тут и червонцем не обойдешься.
Ещё момент про "безопасность"
(Anonymous)
За какой-то год в мире от терроризма погибло меньше людей, чем от отравления арахисом.

Просто тратить бюджет на борьбу с арахисом, снимать фильмы про злодеев с грядки и отважных борцов ещё не додумались.

В учёте есть неформальное правило - "стоимость учёта не должна превосходить стоимость объекта учёта". Аналогично предотвращение 1 жертвы не должно стоить более 1 жизни охранника. Во сколько раз сейчас есть переплата?
Ничего не понимаю в авиации , но с интересом прочитал ваш пост и получил представление о том, почему же "авиация" - это только где-то там: в "домодедово/шереметьево" :(..

Спасибо!

Edited at 2012-11-03 07:48 pm (UTC)
Ужас
Что можно сделать обычным пилотам, чтобы исправить ситуацию? Как мотивировать чиновников работать, изменять нормативные требования?

Описанная ситуация ужасает
Почему то уверен, что спустя 4 года, ситуация с аэродромами стала только хуже.