Рядом с красным Ан-2

Народные проекты по восстановлению самолётов за рубежом

В связи с возникшей ситуацией вокруг Ил-14 «СССР», когда для спасения самолета потребовалось собрать миллион двести рублей, было много вопросов от наших читателей и жертвователей. А еще больше от тех, кто участвовать не хотел, но искал какой-то изъян или подвох. Сто раз говорить, что это нужно и важно конечно же утомительно. В таких случаях возникает мысль обратиться к западному опыту.
Сергей zharkovse и Алексей lekseys более глубоко исследовали его и составили данный текст. Прочитав его, вы познакомитесь с Фифи, Конни, Гусём, Вулканом, также узнаете какой самолёт прозвали Rosinenbomber - дословно "изюмный бомбер".

Красавица по имени Конни нашла своего спонсора в лице часового бренда Брайтлин




Конечно же россияне не единственные в мире, кто сталкивается с проблемой финансирования восстановления и дальнейшего содержания больших исторических самолетов. Таких проектов много, и в большинстве случаев финансовых ресурсов владельцев хватает разве что на изначальное приобретение аппарата и запуск проекта, а дальше достаточно быстро наступает момент, когда без спонсорской помощи заинтересованных компаний и пожертвований сочувствующих частных лиц поддерживать самолет в летном состоянии становится невозможно. Ниже приведены несколько таких примеров из разных стран. О каждом из них можно написать отдельную публикацию - интересность и сложность этих проектов лично меня поражает. Вообще, в истории мировой авиареставрации можно найти такие истории, по которым спокойно можно снимать фильмы. Надеюсь, мы когда-нибудь расскажем о них отдельно. И первыми кандидатами будут Glacier Girl и Kee Bird.

Гордость Британии


В Британии есть ровесник наших Ил-14 - реактивный бомбардировщик Avro Vulcan XH558. Первый полёт он совершил в 1960 году, служил в армии до 1993 года.


Вулкан прилетел на шоу в Фарнборо



Британия гордится Vulсan-ами – это были их единственные реактивные стратегические бомбардировщики - носители ядерного оружия, по своему значению для британцев сопоставимые наверное с нашим Ту-95. К тому же они строились еще полностью британцами без участия других стран НАТО.

В 1997 году небольшая команда отважилась начать проект, благодаря которому, этот самолет летает до сих пор и является единственным в мире летающим самолетом этого типа. С самого начала команда понимала, что проект будет очень непростым с технической и финансовой точек зрения.

К 2000 году команда определилась с техническими аспектами восстановления и заручилась поддержкой поставщиков необходимого оборудования и запчастей, но только к 2003 году им удалось без помощи государства собрать гигантскую сумму – почти 3 млн. фунтов!

Вулкан и королевская пилотажная группа Red Arrows


Благодаря энтузиазму команды и бесчисленным пожертвованиям компаний и частных лиц, а также помощи волонтеров, 18го октября 2007 года Вулкан впервые вновь поднялся в воздух спустя 10 лет с начала проекта и более 7 млн. фунтов, потраченных на восстановление!

Взлёт


И только с учетом не прекращавшегося потока пожертвований, порой достигавшего до нескольких сотен тысяч фунтов в год, после восстановления самолет участвовал уже в около 80 выставках (сравните объемы с нашими)! и мероприятиях.

Тормозной парашют


Поддержание такого большого и сложного самолета в летном состоянии обходится в копеечку – до начала следующего летного сезона им необходимо собрать 800 тыс. фунтов, из которых сейчас собрано уже более 200 тысяч.


 

Официальный сайт | Новость на lenta.ru | Страница на Фейсбук | Статья в Википедии


 


Летающая крепость B-29 по имени ФиФи


Вряд ли найдется, тот кто не слышал об американских бомбардировщиках Б-29 Суперфортрес – да это те самые машины, которые сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Можно ставить под сомнение правильность их применения, но как самолеты они были выдающимися образцами передовых технологий поршневой эры военной авиации. Причем это признавали и у нас – бомбардировщик Ту-4 был полностью скопирован с Б-29.

Фифи прилетела на шоу в Мичиган



А в Штатах этот самолет – икона, им гордились, гордятся и будут гордиться! Но несмотря на такое восторженное отношение к концу 1960-х годов все Б-29 были списаны из ВВС и ни одной летающей машины не осталось. К такому печальному выводу пришли в некоммерческой организации Commemorative Air Force (ВВС Памяти), когда они решили добавить в свою коллекцию Б-29. ВВС Памяти поставили своей задачей сохранить в летающем виде для демонстраций на различных авиашоу как можно больше выведенных из ВВС самолетов в основном времен 2-ой мировой войны.

Получив отрицательный официальный ответ от ВВС, они не сдались, и в 1971 году частным пилотом была найдена большая свалка Б-29-х на одном из стрельбовых полигонов, где эти самолеты использовались как мишени. После длительного процесса переговоров и тонн переписки и документации ВВС дали возможность выбрать наиболее хорошо сохранившийся экземпляр и забрать его с полигона.



В кратчайший срок машина была выбрана, обслужена, насколько это было возможно, отремонтирована и своим ходом прошла более 2 тыс. км до штаб-квартиры ВВС Памяти. Затем началась кропотливая реставрация, растянувшаяся более чем на три года. Реставрация потребовала огромного количества времени волонтеров и не одной компании по сбору средств!

А с 1974 по 2005 года окрещенная «ФиФи» суперкрепость радовала и восхищала посетителей множества выставок по всей стране! С 2005 по 2010 год был вынужденный перерыв на доработку и замену двигателей, исторически считавшихся не очень надежными. В августе 2010 Б-29 вновь вернулся к ждавшим его фанатам и продолжил полеты на авиашоу, причем на него можно было смотреть не только с земли, но и занять место одного из членов экипажа!

Вместе с Фифи в строю летят истребители второй мировой - Мустанг, Лайтинг и Тандерболт.



К сожалению радость была недолгой – в 2012 году один из двигателей вновь потребовал сложного ремонта и замены. Поэтому сейчас начался новый этап сбора средств – им необходимо собрать 250 тысяч долларов США для того, чтобы ФиФи вернулась в воздух в следующем году!

Стоит отметить, что и обычные полеты недешевы – на один час полета требуется около 100 часов волонтерских работ и 10 тыс. долларов!

Также в рамках этого проекта восстановлен и летает B-24.


 

Официальный сайт:первый, второй | Группа на Фейсбук | Статья в Википедии


 


Последний изюмный бомбардировщик - С47



Вообще этот проект занимается сравнительно распространенным типом самолетов – С-47 или больше известным как DC-3. Но у этого самолета есть особенная история, которая важна для берлинской команды энтузиастов – это последний из «Изюмных бомбардировщиков» - самолетов участвовавших в малоизвестном у нас Берлинском Воздушном Мосте 1948-1949 годов. Хотя мы имели к нему самое прямое отношение. Но этот не тот эпизод истории, о которых принято рассказывать.


Архивная фото. Немецкие дети встречают изюмные бомбардировщики


Современая реконструкция событий с выброской воздушных подарков для детей


На протяжении многих лет самолет использовался для полетов на авиашоу и катания пассажиров, желающих прикоснуться к истории. В июне 2010 года ему пришлось совершить вынужденную посадку в аэропорту Берлина Шонефельд. При посадке машина была значительно повреждена, но из экипажа и пассажиров никто серьезно не пострадал.


В полёте


Катание туристов


Визит ветеранов



Только оправившись после катастрофы, группа пилотов и фанатов этого самолета решила, что они объединятся для восстановления самолета и возвращения к полетам. Как они говорят – «История Дугласа DC-3, который однажды обеспечил выживание многих берлинцев, должна быть живой!».

Восстановление в первую очередь зависит от финансирования – команда вкладывает свои собственные средства и с радостью принимает любые пожертвования – воспоминания о полетах, запчасти, материалы, деньги и рабочие руки.


 

Официальный сайт | Страница на Фейсбук


 


Жестяной трехмоторный гусь


Начало этой истории, можно сказать, классическое – группа энтузиастов в штате Огайо объединилась вокруг благородной цели возобновить в регионе полеты Ford Tri-Motor. Самолеты этого типа в свое время (1930-1970) играли огромную роль в жизни этого региона, который отличает множество изолированных населенных пунктов, расположенных на отдельных островах. На них перевозились продовольствие и почта, люди летели на работу, даже школьники летели на Фордах утром в школу, а после школы возвращались домой!


Ford Tri-Motor в Аризоне


Катание туристов


Кабина


Салон



А вот продолжение истории в корне отличается от большинства проектов по восстановлению аналогичных транспортных самолетов. И главное отличие заключается в том, что у них не было старой машины, которою нужно было бы восстановить – однажды они получили от одного частного лица невероятное предложение. Он пообещал, что если найдется группа энтузиастов, которая будет готова построить такой Форд с нуля, то он предоставит им всю документацию, инструменты и большинство материалов. Стоит ли говорить, что от такого предложения не отказываются, и в 2004 году начались работы.


Постройка самолёта-реплики



Фонд поставил своей целью построить летающий экземпляр этого исторического самолета, а также возвести для него ангар и музей! Выполнение целей проекта как всегда зависит от щедрости людей, которым не безразлична история их региона, этого типа самолетов, авиации в целом.

Надо упомянуть, что аппараты подобного типа имеются в летающем виде. И на них можно даже отучиться и получить за 11 тысяч долларов отметку о типе (type rating).


 

Официальный сайт


 


Красавица Конни




Конни прилетела в Ля Бурже



Это, наверное, самый известный проект восстановления исторического самолёта. Прекрасный исторический и любимый многими самолет - Lockheed Super Constellation. В лётном состоянии их осталось меньше, чем пальцев на руке. А ведь этот самолет был флагманом авиалиний в 1950-х и до сих пор многими ценителями авиации считается непревзойденным по элегантности и красоте форм.


В развороте


В кабине Конни. В дополнение к штатным приборам установлена панель современного GPS-навигатора.


До недавнего времени в Европе не было ни одной такой машины, но команда единомышленников из Швейцарии решила изменить эту ситуацию. Путь их оказался очень непростым. В 2000 году они нашли летающий экземпляр в Доминикане и перегнали его в США для ремонта и постановки на учет. К сожалению, несмотря на огромную проделанную работу, самолет не получили стандартной сертификации и из-за этого на нем нельзя было бы катать пассажиров.

Было принято решение остановить все работы над этой машиной и искать другую. Только в 2003 году им удалось договориться с владельцем еще одной Конни, и в 2004 году состоялся перелет из США в Швейцарию.


Открытка с Конни в окраске Люфтганзы и аэродромной машиной


Пассажирская кабина. Спартанская внешность объясняется военно-транспортным происхождением этого экземпляра Конни.


График сбора средств для осуществления планового ремонта моторов (actual engine repair program) - по состоянию на декабрь 2012 собрано 123 тысячи долларов.


В команде люди разных возрастов. На фото - юная девушка держит в руках собственную разработку: кронштейн для GPS-антенны, который будет закреплен на фюзеляже.



С тех пор самолет активно участвует в авиационных праздниках Европы. Множество людей вновь получили возможность подняться на нем в небо!

К счастью проект удалось в итоге найти крупного спонсора, но всех затрат и он не покрывает, поэтому, как и все остальные, команда с радостью примет любую помощь!


Спонсоры проекта. Главный спонсор - часовая компания Брайтлинг. По-видимому, самая популярная марка среди обеспеченных авиаторов: средняя цена хронометра около 5 тысяч евро. У Брайтлин также есть своя пилотажная группа, являющейся крупнейшей из гражданских - 7 реактивных самолётов L-39.


Хронометр Breitling Navitimer Super Constellation, выпущенный ограниченной версией




 

Официальный сайт


 


Летающая история


Что можно сказать в заключение? Здесь перечислены всего 5 проектов из множества, участники которых так или иначе пытаются восстановить и сохранить историю авиации своих стран, живую память о тех далеких днях. Они хотят дать возможность молодому поколению не просто представлять и читать о том, как и что было, а лично участвовать и идти вперед, зная, с чего начиналась авиация.

Все такие проекты являются значительными вызовами как с технической, так и с финансовой точки зрения. Они стараются использовать на благо общего дела все возможности – привлекают отставных технических специалистов, продают сувениры, билеты на полеты и многое другое. Но ничего бы не получилось без поддержки со стороны бесчисленного количества людей, зачастую с авиацией никак не связанных, но готовых безвозмездно вкладывать свои сбережения, знания и самое дорогое – личное время!

И всем вызовам команды этих проектов могут ответить, что дорогу осилит идущий, а самолеты, они должны летать!



Перейти к списку публикаций об авиареставрации







Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Замечательный пост. Он действительно мобилизует на помощь! В сети нет "каталога" отечественных действующих проектов? С реквизитами, контактами и т.п.?
Нету. Их не так уж много, чтобы целый каталог делать. И обычно проекты эти не народные, а на деньги спонсора существуют.
Увы, Вулкан больше летать не будет. Двигатели выработали свой ресурс а замены больше нет. Но главное что летал.

На Bruntingthorpe airfield есть British Electric Lighting в полне летном состоянии но к сожалению ему никогда больше не дадут разрешение ни взлет в Великобритании.
Это доподлинно известно? По-моему, все не так плохо и они вроде как-то планируют выкрутиться. Или еще полёты все же будут в предстоящем году, но ресурса осталось немного.
они сейчас собирают огромные деньги на несколько полетов и все, любая проблема с двигателем уже неисправима.

"From the start of the 2014 season, it is unlikely that we could accommodate any engine failures and that even without any technical problems, soon our set of engines would be out of life,” says Edmondson. “There are no more airworthy engines available, and refurbishment would be so difficult and costly that there is no possibility that it will happen."
Re: Внимание.
В принципе эту проблему можно решить но это потребует огромных денег.Просто заказать новые подходящие туда двигатели.
класс, спасибо за весьма интересный пост.
Правильная публикация.
Оч. понравился Ford Tri-Motor.
А тем, кому непонятно, зачем вам это надо - восстанавливать самолёт, вообще не совсем ясно - зачем делать что-либо. Ведь можно не делать.
Спасибо за пост.
Обидно, что многие такие проекты, в первую очередь, тормозятся бюрократической волокитой. Нельзя просто так "забрать к себе на дачу и ремонтировать", и уж тем более, потом на нем летать...
Мне думалось, что поднять реактивный самолет гораздо сложнее, но Вулкан меня переубедил...
Но тут, если браться, то браться, а не разглагольствовать.
Ибо есть самолет на примете, с которым очень непонятно, что планируют делать. Обещали вроде как в музей Задорожного забрать, но он до сих пор на Ходынке стоит, судя по последним отчетам =(
Поразительные истории. Спасибо, Андрей! Я Вами восхищаюсь!
Хороший вопрос, кстати, кто их пилотирует? Тоже какие-нибудь лётчики энтузиасты, которые работают в разных клубах и имеют допуск на тип?
Когда заходит речь о подобных проектах в не побоюсь так назвать "этой стране", хочется сказать - "не надо никакой вашей помощи, ничего от вас не нужно, только бл... не мешайте!"
(Anonymous)
А что бы вы говорили, если бы тот С47 кого-нибудь угробил? История авиации требует жертв?
История авиации никаких жертв не требует!
Упасть может любой самолёт. Так же, как и аварию попасть может абсолютно любая автомашина.
А если учесть степень ухоженности, обслуживания и подхода к эксплуатации, который получает историческая машина, то поверьте она намного более любима владельцем. Из исторических самолётов никто не "выжимает сок". Рекомендую Вам съездить в США на авиасалон в Ошкош и своими глазами посмотреть состояние самолётов 30-40 годов выпуска.
Интересно - а какие при этом они платят налоги и сколько (в цифрах вечнозеленых..)?
В Америке небольшие. По карману пенсионерам. И там прогрессивный этот налог, с каждым годом уменьшается.
Re: Интересно.
Отличный пост.Один только Lockheed Super Constellation чего стоит,я уже и не думал что еще летающие они есть.
Классная подборка. Жаль, что наш Ил-14 выглядит столь одиноко на фоне всей этой красоты. Почти все, что можно у нас порезали и сдали на металл :(