Рядом с красным Ан-2

Москва-Уфа 2014. Глава 5. Охлопково - Бабино - Вишневка - Первушино. Идеальные условия.

Оригинал взят у n2367l в Москва-Уфа 2014. Глава 5. Охлопково - Бабино - Вишневка - Первушино. Идеальные условия.
Утро вновь встретило нас покоем и безмятежностью. Приветливое солнышко глядело из-за деревьев, отбрасывающих длинные тени, щебетали птицы, где-то вдалеке лаяли собаки, воздух стоял недвижим - "колдун" возле ВПП висел бессильным чулком. Но нам некогда было расслабляться. Бегом выгружали мы вещи из Вжика, максимально его облегчая, наскоро перекусывали оставшимися с вчерашнего дня припасами, потом упаковывали вещи в машину приехавшего Олега. Мы вчера договорились, что он отвезет меня с вещами в Бабино, а по дороге мы заедем на заправку и зальем бензина в канистры, чтобы потом заправить Вжика.
За Юрика я был относительно спокоен - при такой погоде, в одиночку, без вещей и малом остатке топлива он по-любому уйдет, вот только бы нашел Бабино - он ведь там ни разу не был. И к тому же, у него ведь, если не ошибаюсь, будет первый самостоятельный полет с посадкой на другом аэродроме. Однако, при работающем навигаторе и этот риск сводится к минимуму. К тому же мы договорились, что без моего звонка он не будет взлетать, а я позвоню ему, как буду подъезжать к Бабино. А дальше буду встречать его на полосе с портативной рацией и, если что, помогу сориентироваться.
Хотя времени на перелет до Уфы за день было более чем достаточно, идея вылетать пораньше казалась нам здравой: утром и в плане ветра поспокойнее, и по прогнозам ничего страшного не ожидалось, и, самое главное, меньше шансов и времени днем лететь в болтанке и в условиях образования локальных очаговых гроз. Но хоть мы и встали рано, сборы, перегрузка вещей в машину, и мой путь на автомобиле до Бабина с заездом по пути на бензоколонку, - все это, безусловно, отняло у нас добрых два часа, а еще требовалось время на погрузку и заправку.
После созвона Юра, как я надеялся, успешно вылетел с Охлопково, и теперь я поджидал его возле полосы в Бабино неподалеку от горы только что выгруженных из машины вещей. Не успев выкурить сигарету, я услышал в воздухе еле различимое, но такое приятное и прывычное гудение цессновского "континенталя". Самолета еще не было видно, но после моего запроса в рации послышался бодрый голос Юры. Я сказал ему выходить на трубу, возле нее развернуться на запад и рассчитывать выход на посадочную прямую. Вскоре над деревьями показался и "Вжик", шедший прямо на меня, а в рации прозвучало типовое "полосу наблюдаю". Я успокоился, однако самолет летел прежним курсом, показались закрылки, включилась фара. И тут я сообразил, что в Бабино вообще-то две полосы, и Юра идет курсом примерно 100 градусов, целясь на другую - ту, что покороче и находится через дорогу за шлагбаумом. Вариант в принципе возможный, однако я вторую полосу не просматривал, к тому же она была короче, в плане ветра менее выгодной для взлета и с ЛЭП, пересекающим направление взлета по курсу 280, а перерулить в случае-чего через дорогу и запертый шлагбаум на другую полосу уже было бы нереально. Поэтому пришлось подпортить Юрику заход и сориентировать его на полосу 21.
babino
Самолетик резко довернулся влево, прошел параллельно полосе, выполнил совмещенный третий и четвертый развороты и вскоре мягко приземлился, и подрулил ко мне. Из двери показался недоумевающий Юра, первой фразой которого было: "ты чего меня завернул, там тоже полоса была!" Выслушав мои аргументы, он пожал плечами, и мы принялись заправлять Вжика и навьючивать его всем нашим многочисленным скарбом, перевезенным по земле. В поцессе Юра рассказывал, как уходил с Охлопково. Хоть было понятно, что полосы с гарантией хватает, он, тем не менее, решил взелать в сторону леса, а не обрыва и ЛЭП, т.к. в ту сторону за полосу по курсу взлета вдавалась в лес просека, что выглядело более надежно и безопасно. Ну и, собственно, взлет у него прошел штатно, без каких-либо сюрпризов. Итак, начало дня оказывалось вполне удачным.
Разбег и уход с Бабино все-таки казался мне тяжелым. Косясь на выполняющего взлет Юру, я не смог сдержать себя и после отрыва тоже ухватился "за рога", придерживая самолет для разгона скорости. Юра недовольно бурчал, что контролирует скорость и мешать ему взлетать совсем необязательно. Я извинялся и говорил, что больше не буду. Самолетик неторопливо набирал высоту, оставляя за собой разливы рек, причудливые косогоры, дымящие трубы Дзержинска и грандиозное сетчатое сооружение шуховской башни, устремленное ввысь на сто с лишним метров. Вокруг было солнечно, и где-то на полутора тысячах приветливо клубились светлые кучевые облака. Не было и намека на вчерашнее ненастье. По левую руку где-то вдали проплыли дома Нижнего и полоса гражданского аэропорта Стригино, потянулась среди косогоров Волга. Дымки на земле указывали прежнее, вчерашнее, направление ветра, по счастью большей частью совпадавшего с нашим. Я наконец-то расслабился. Отбалансированный Вжик летел практически сам, немного погуливая по высоте от неоднородности атмосферы. Придерживая рукой штурвал, я болтал с Юриком, строгая математическая натура которого нигде не могла обойтись без разного рода задачек, которые он выдумывал на ходу из того, что видел вокруг, как пишет картины художник или сочиняет стихи поэт. Я досадовал, что фотоаппарат был по запарке зарыт где-то среди вещей, и теперь летел мертвым грузом в багажном отделении. Однако, вся эта идилия длилась недолго. В следующий момент неожиданно раздался громкий хлопок и в кабину ворвался упругий поток воздуха. Почему-то инстинктивно отдавая штурвал от себя, я сообразил, что это открылась неплотно закрытая форточка. Мои аэронавигационные шпаргалки с информацией по аэродромам, рубежам и частотам тотчас же сорвались с козырька приборной панели и усвистели в воздушное пространство, туда же за ними потянулась с колен карта, я, как мог, прижал ее коленом к двери, слыша в наушниках: "Закрывай - держу!" Что означало, что Юрик взял штурвал, и я могу наконец отпустить "рога" и закрыть форточку. Защелкивая замок форточки и пряча карту под ногу, я все никак не мог ответить на вопрос Юры, зачем я отдал штурвал от себя, переводя Вжика в снижение. Возможно, это было первой безотчетной реакцией на хлопок, еще до того, как я осознал, что это была форточка.
И вновь спокойно ровным гулом бъется 100-сильное сердце Вжика, плывет за окном холмистая местность, рядом петляет разливами Волга.
20140625_102243

В районе Чебоксар усиливаем осмотрительность, т.к. судя по эфиру, кто-то из "больших" болтается на подходе к аэропорту Синьялы аккурат с той стороны, где мы идем. Надо держаться от них подальше. Забираем на всякий случай слегка южнее и крутим головами во все стороны. В результате обнаруживаем рядышком "неучтенный" заброшенный аэродром. Обычная стандартная сельхозполоса - 400м. Сверка с картой показывает, что это - площадка Цивильск, которую, хотя она и недействующая, я нанес на нее на всякий случай. С высоты площадочка смотрится вполне пригодной для посадок-взлетов - чистые подходы, недалеко от дорог, асфальтовое покрытие... Но аксакалы дальних перелетов предостерегали: с воздуха оно все кажется годным и гостеприимным, а подойди ближе - тут тебе и ямы, и деревья сквозь асфальт, какие-то бетонные блоки-кирпичи, стекляшки-мусор и много всяких других сюрпризов. Так что, рассчитывать на такие полосы сходу, мягко говоря, чревато. Но на мой взгляд, все же и совсем выкидывать их из рассмотрения не надо. Вот в данном случае, если бы приспичило, по топливу, или по отказу, я бы наверное воспользовался - по возможности сделал бы проход - просмотрел, не было бы возможности - рассчитал бы сразу на полосу, а уж если, подлетая к полосе, что-то криминальное увидел, чуть подвернул бы и плюхнулся рядом в поле. Самолеты все-таки должны садиться на аэродромы... Ну хотя бы неподалеку от них ))

IMAG0711

Мало-помалу подходим к Казани. Надо заметить, что район Казани в плане авиационного движения довольно напряженный. На очень небольшой площади сосредоточено довольно много объектов, использующих совместно воздушное пространство: полигоны, вертолетные площадки, городской аэропорт Казани, авиапредприятия со своими испытательными зонами, и конечно, аэродромы АОН и ДОСААФ. К слову, площадка, на которую мы следуем - Вишневка, находится фактически в черте города Казань, на удалении от гражданского городского аэропорта около 15 километров! При этом, в отличии от нашего родного московского района, где принята преимущественно запретительная политика, здесь к частным авиаторам относятся лояльно и уважительно, в замен, что вполне логично, рассчитывая на адекватность и выполнение общепризнанных правил полетов и радиообмена, а также, что уже не вполне логично, требуют безукоризненного знания "местной" навигации - районов города, конкретных объектов местности, по которым пытаются сориентировать. Не один частный пилот-гость впадал в ступор от типового "невинного" вопроса казанского диспетчера: "Уточните, как проследуете на Куркачи - через Давликеево, или через Ипподром?" После такого вопроса все шло по типовому сценарию: пилот произносил традиционное "минуточку", и начинал лихорадочно "нюхать" свою пятикилометровую карту, на которой, конечно, ничего из названного не находил, шерстить навигатор, в котором информации было еще меньше, чем на карте, а его воздушное судно за эту самую минуточку пролетало, как и положено, около трех километров, поэтому пролет критичного участка в 10-15 километров вокруг Казани проходил в нервозном диалоге с диспетчером, в попытках найти взаимопонимание. В конечном итоге так или иначе, борт пролетал Казань к обоюдной радости пилота и диспетчера и оба, как говорится, выдыхали. А ведь как раз на этом-то участке за бортом проплывают красивейшие виды города на Волге!
20140625_120118
Пару лет назад, пролетая там с Игорем Колоколовым (igor113), мы очень ловко избавились от необходимости выискивать специфичные навигационные точки. Это путешествие описано им здесь. Тогда мы честно признались, что не знаем особенностей местности, включили ответчик и попросили нас повекторить. Решение оказалось правильным и обоюдовыгодным: диспетчер, видя нашу метку и ее параметры, не мучил нас просьбами доложить наше место или найти неизвестные нам ориентиры, и выдавал в нужные моменты соответствующий курс и высоту, а мы, соблюдая их, спокойно летели, любовались окрестностями и фотографировали шикарные пейзажи Казани, открывавшиеся нам с высоты птичьего полета.
Но это хорошо, когда есть ответчик, а если его нет... Лишь спустя некоторое время и определенное количество "казусных" ситуаций с гостями, принимающая сторона стала предоставлять подробные летные схемы, как, например, вот эта:

kazan
Обладая ими, летать стало на порядок легче. Да и пролетев там несколько раз, безусловно, так или иначе, запоминаешь все нюансы. Так что в этот раз, выйдя на связь с Казанью, мы сами заявили, что рассчитываем выход на Вишневку через Давликеево. Естественно были поняты с полуслова и приняты как родные. Теперь бы на нее действительно выйти! Судя по навигатору, площадка должна быть где-то совсем рядом. На ее частоте пока никто не откликается, и там никто из нас еще не бывал. Но вот среди домиков промелькнули стоящие на земле самолеты, глаз цепляется за них, и пожалуйста: рядом зеленая грунтовая полоса. Примерно в это же время выходит на связь и Марат - старший авиационный начальник Вишневки. Видимо, он за нас переживает - в то время, как Вжик уже на прямой, и я готовлюсь к посадке, он еще раз переспрашивает, наблюдаем ли полосу, пытается рассказать о ее особенностях, однако я в посадке не сомневаюсь: все штатно - полоса перед нами, ветер встречный, положение, как говорят, посадочное. И Вжик спустя несколько мгновений, слегка подпрыгнув на попавшемся при касании бугорке, уже бежит по довольно ухабистой вишневской грунтовке, переваливаясь с боку на бок. Заруливаем, выключаемся. Взору предстает вот такая камерная обстановка:
IMG_9100
Нас встречает Марат. За беседой проходит экскурсия по площадке: волнистая линия грунтовой полосы, с которой мы уже познакомились, непременный ветроуказатель развивается на ветру. Примыкающий к грунтовке, небольшой выкошенный луг, на котором в ряд выстроились местные обитатели - самолетики, в основном, сверхлегкого класса, среди которых Як-18Т кажется лайнером. Пара вагончиков-теплушек, выполняющих одновременно, роли и гостиницы, и кубрика и командно-диспетчерского пункта с непременными в наш век компьютерами и интернетом. Вот, собственно, и все местное хозяйство, скромное, но самобытное.
IMG_9101
Марат - молодец. Мне очень нравится его подход к полетам: "Так, за бензином поехали, сейчас привезут... План есть до Уфы? Подаете? Как так не знаете? Что значит "подавать-не подавать"? Лучше подать! У нас уже в районе Казани все привыкли по планам летать. Тем более, что, какие-то проблемы? Что-то не умеете? - Я помогу! Вот вам компьютер - интернет. Не пойдет, позвоню - ускорю. Там выйдете в неконтролируемое пространство и пойдете себе спокойно до Уфы, а здесь - лучше под контролем, все-таки летают тут плотно и все разные, полигон работает... Как идти собираетесь - покажите. Точки выхода из контролируемого пространства лучше назвать вот эти - их тут все знают, долго объяснять не надо." И вот, через час с небольшим мы уже заправлены, напоены чаем с традиционным чак-чаком, план подан, и Марат благославляет нас на дорогу до Уфы. Заправка опять полная, полоса опять короткая, грунтовая и бугристая. И я опять нервничаю. Но за нас сейчас все-таки ветер и чистые подходы. Советуемся, определяем точку принятия решения о прекращении взлета, крепко жмем руку Марату, и - в кабину, на запуск...
Вы когда-нибудь видели, как взлетают лебеди? Усердно работая своими крыльями, они пытаются вырвать свое тяжелое тело из воды, но она держит их, цепляется, и они, вроде бы уже летя, все еще перебирают лапками, пытаясь оттолкнуть прочь поверхность, потом, выгадав еще несколько сантиметров высоты, поджимают лапки и разгоняются вдоль воды и только затем переходят в свой грациозный полет:


Наши с Юриком взлеты имели с этим много общего. Не исключением был и вишневский. Мы начали отрываться, щупая основными стойками бугорки полосы, затем, подпрыгнув с бугорка покрупнее, оторвались более-менее надежно и к намеченной точке все-таки уже летели, но земля по-прежнему была все еще близко, а я опять боролся с собой, пытаясь ухватиться за штурвал, хотя мы и договорились, что взлетает Юра. Быстро унеслась вдаль полоса, Вжик перешел в неуверенный набор, а земля сама по себе стала отдаляться, так как за торцом полосы шел уклон холма. Мы легли в левый разворот и вышли на связь с Казанью...
Честно говоря, как прошел полет от Казани до Уфы, я практически не заметил. Стояла прекрасная погода, в спину задувал хороший попутник, вселявший уверенность, что топлива до Уфы хватает с гарантией. За бортом проплывали однообразные холмистые пейзажи, ровно работал мотор, тянулось время и километры... Непревычно спокойно. Памятуя о появившихся слухах про грозу, подходящую к Уфе, решили их проверить, связавшись с диспетчером, попросив его уточнить погоду в районе нашего аэродрома назначения и по маршруту. Судя по полученной информации в наше подлетное время до Первушина нам ничего из метеоусловий не угрожало. Вот они - идеальные условия. Такие бы, да на всю нашу дорогу. Может быть, еще немного таких условий, и мне станет скучно, я смогу уделить время технике пилотирования, чистоте выдерживания курса, скорости, высоты, четкости докладов, своевременности расчетов, попробовать лететь визуально "по крылу" и на слух, не смотря на приборы... Но пока хочется просто расслабиться и понаблюдать, как летит самолет, практически сам, оправдывая свое название САМоЛЕТ! В воздухе несильная термичка, совсем не злобная: Вжик, как лодка идет по волнам: вот пошел вверх вариометр, за ним высотомер - плюс 50 метров, вот он остановился, а затем поплыл вниз - влетели в нисходящий ток воздуха, потом опять вверх... И только воздушная скорость недвижима: стрелка указателя стоит возле положенных ста миль в час - самолет, как полагается,  придерживается заданного угла атаки. Руки мои лежат на штурвале, и можно вмешаться в эту гармонию, и начать подрезать "волны" и перемахивать через "воронки" без снижения, как обычно мы делаем, как учат нас инструкторы и к чему должны стремиться настоящие пилоты. Но так приятно наблюдать и чувствовать эту атмосферу, такую безмятежную и невраждебную, и нас в ней, что хочется продлить это ощущение гармоничности и сбалансированности, немного поразгильдяйничать, "поплыть по течению"...
На горизонте - трубы и городские постройки Уфы, а мы выходим на связь с Первушино - в воздухе кто-то есть. Одно из самых теплых ощущений подлетать к месту назначения и чувствовать, что все у тебя в порядке - мотор крутится, погода отличная и топлива хватает. Подходим к незнакомому аэродрому, как к родному, входим в круг и выходим на прямую.
- 1032 - лужу на ВПП наблюдаете?
- Так точно!
- 1032, посадку разрешаю!
Какая прелесть! От этого еще теплее на душе, и уж мы постараемся не сесть в лужу. Полоса длинная, подходы чистые, спокойствие абсолютное... Идеальные условия!
IMG_9128
Итак, мы прибыли. Мы, наконец-то, на месте. Позади осталась первая половина нашего путешествия: блуждание по метеоусловиям, разные полосы, взлеты на перегруженном самолете, посадки на разных аэродромах, знакомых и не очень, расчеты топлива, планы и заявки, сомнения и размышления. Может быть, для кого-то это была бы обычная авиапрогулка из серии сел-полетел-прилетел, но по прилету не очень-то верилось, что такое когда-либо настанет и для меня. Пока что все это - один из немногих относительно длинных маршрутов, которые я пролетел - приключения и авантюра.
Тут как тут Андрей и Ваня - мы снова вместе. Лукавые улыбки играют на их лицах, звучит неопределенный, невинно-провокационный вопрос: "Ну как?" И, в продолжении своих противоречивых мыслей, сам не очень понимая, какая доля шутки будет в моем ответе, я отвечаю, усевшись на траву и закуривая: "Да ну их, эти ваши дальние перелеты - возле аэродрома, оно как-то спокойнее..." Конец фразы утопает во взрыве дружеского хохота. Ваня с Андрюхой размещаются на траве тут же, рядом со Вжиком, и мы принимаемся обсуждать нюансы путешествия. Один лишь неугомонный Юра, бурча, что, дескать, все всё бросили и травят байки, продолжает возиться со швартовкой Вжика, но все же, нет-нет, да и ввернет свое веское замечание в беседу или, вот, походя,  запечатлеет нас на импровизированном послеполетном привале:20140625_181515

Впереди - отдых, о котором я, надеюсь, расскажу. Ну и конечно, дорога домой... Какие уж там будут условия, мне пока неведомо, но одно я знаю точно - скучно не будет!




Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.