Рядом с красным Ан-2

Отработка навыков выживания в лесу для пилотов АОН или встреча Нового года-2017.

заголовок
Необходимость курсов выживания для пилотов АОН назрела очень давно. Подобные тренировки входят в программу подготовки военных лётчиков и экипажей космических кораблей. Пилоты АОН в России уже давно летают там, где нет дорог, где обширные площади покрыты лесами и болотами, там, где в случае возникновения нештатной ситуации, помощь придёт не сразу, а в лучшем случае через пару дней. Именно эти пару-тройку дней экипаж должен выжить в случае вынужденной посадки.

Если оглянуться в историю, то очень интересным был полёт экипажа «Восход-2» — Павла Беляева и Алексея Леонова. Этот полет наиболее известен тем, что именно 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в мире вышел в космическое пространство. А еще — тем, что сопровождался множеством нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Экипажу была дана команда садиться в ручном режиме (опять же впервые в мире), Беляев с Леоновым выбрали район приземления в уральской тайге (для безопасности) и с ошибкой в 80 км совершили посадку в паре сотен километров от Перми.
восход-2_001
У космонавтов не было теплой одежды, но, по воспоминаниям Алексея Леонова, они использовали для утепления экранно-вакуумную изоляцию скафандров. Вертолеты обнаружили экипаж только на следующий день, но еще одну ночь (пока лесорубы вырубали посадочную площадку для вертолета) космонавтам пришлось провести на месте посадки, правда, уже в более комфортных условиях (в построенной избушке).
восход-2_002


Но вернёмся к нашей тренировке. Проработкой данной задачи я занялся больше года назад. Анализировал состав НАЗов (носимые аварийные запасы), программы тренировок космонавтов и лётчиков, отчёты туристов и любителей экстримальных путешествий. Осенью в команду по подготовке подключился Фёдор Пащенков, и мы от сбора и анализа материала перешли к фазе организации тренировки выживания.

Какие ставились задачи:
1. Психологическая подготовка - приобретение уверенности в себе.
2. Обучение основным навыкам выживания в лесу зимой.
3. Отработка в реальной обстановке взаимодействия экипажа.
4. Опробование в реальной обстановке комплектации НАЗа (инструмент и оборудование).

Время года для выживание выбрали самое тяжёлое - зима. Когда короткий световой день, холод и сырость не дают расслабиться.
Время тренировки: 2 полных суток (2 ночи и 3 дня).

В группу записались 5 человек.
Место было выбрано недалеко от аэродрома Орловка, в лесистой местности.

31 декабря 2016г на двух внедорожниках (Isuzu Trooper и Mitsubishi L200) мы выдвинулись с аэродрома. Первые трудности нас встретили ещё на пути. Буквально через 500м движения по занесённой снегом грунтовой дороги показали, что посадить машину даже с полным приводом очень легко.
20170102-IMG_20170102_135743
20170102-img_20170102_141354_31221774314_o
Помахав лопатой, и вспомнив добрые советы Димы Синёва, что надо стравить давление в колёсах и машина поедет, мы двинулись дальше.
Вначале изучили дорогу пешком.
20161231-IMG_20161231_123152
Дорога вошла в лес. Впереди был большой овраг и ручей. Через овраг шёл осыпающийся мост, по которому теоретически можно было проехать, но если потащит, то даже трактор уже не поможет... Крайне аккуратно мы преодолели его, поднялись на горку. Справа и слева стоял красивый лес и тишина.
20080114-IMG_0002
Место для стоянки облюбовали рядом с этим оврагом.
Подготовили место для стоянки и разворота машин (на дороге развернуться было не реально).
20170103-photo_2017-01-04_00-35-44
20170103-photo_2017-01-04_00-36-02

Зная, что в этих лесах шли ожесточённые бои, надо было быть аккуратным. Для разведения костра мы выбрали место, где раньше уже было кострище.

20080114-IMG_0003
20161231-img_20161231_124124_31221757344_o

Распаковка сумки с НАЗом
20080114-IMG_0010

Времени до заката оставалось менее 5 часов. А перед нами был зимний лес, в котором нам предстояло ночевать. За это время нужно было: развести костёр, обеспечить запас дров на всю ночь, сделать укрытие. Предполагается, что в состав зимней укладки НАЗа будет входить либо палатка, либо тент. Палатки, у нас были, но их отложили как резервный вариант, и использовали тент, представляющий собой синтетическое полотно размером 4х5м с люверсами по краям. Было выбрано два дерева на подходящем расстоянии, между которыми мы его и растянули. Подстилку для спального места выстелили из лапника, который сверху был закрыт водонепроницаемым тентом и дальше выстелили пенки.
20080114-IMG_0018
20080114-IMG_0071
20080114-IMG_0073
20080114-IMG_0079

Разведение огня, когда вокруг мокрая древесина, тоже не простое занятие. Кострового (Спиридонова Алексея) ограничили ветроустойчивыми спичками, и пачкой долларов.
Алексей успешно справился, потратив на разведение огня не более 1000$ (10 купюр по 100$). По условиям выживания, у настоящих пилотов АОН, кроме долларов в карманах больше ничего нет. А в лесу доллары точно не нужны! ;-)
20080114-IMG_0043
20080114-IMG_0044
20080114-IMG_0047
20080114-IMG_0054
20080114-IMG_0056

Далее за огнём следила Екатерина Глубокова, а Алексей подключился к работе по заготовке дров.
20170101-IMG_0348



Всё светлое время дня мужчины занимались заготовкой дров. Опробованы были 4 типо-размера топоров, 2 вида мачете, 2 вида ножовок и 1 вид тросовой пилы. Оптимальными для использования в НАЗах оказался топор для рубки весом 1,5 кг и мачете «Кайман» весом 0,5 кг, а также ручная ножовка по дереву с крупным зубом, длиной 450мм.

Тросовая пила из НАЗ не справилась даже с крупными ветками.
Рубили, таскали, поддерживали огонь. Алексей нашёл сухой ясень и начал его рубить. Дерево имело диаметр около 70 см и сил на него ушло прилично.
20170101-IMG_2146
20170101-IMG_2144
Твёрдая древесина и отсутствие у нас опыта работы с топором дали нам прикурить.
20170101-IMG_2148
20170101-IMG_2151
20170101-IMG_2160
20080114-IMG_0121
20080114-IMG_0119
20080114-IMG_0129
20161231-IMG_2131


И только в 8 вечера, мы смогли выдохнуть и заняться приготовлением к встрече Нового года. Огонь в костре горел, дров было много, навес стоял. Все собрались перед огнём. Даже как-то не верилось, что ещё утром мы были в Москве, а теперь посреди леса и вокруг не души.
20161231-IMG_0173
20170101-IMG_0197

Встреча Нового года.
Точное время наступления Нового года отследили по GPS. Пошли поздравления. Я зажёг фальшфейер красного цвета. Небо раскрасили с помощью мощной лазерной указки, предназначенной в НАЗе для определения своего местоположения ночью. Ребята открыли шампанское.


Надо было готовиться ко сну. Мы все очень устали и буквально валились с ног. Как планировали, решили на ночь сложить костёр-нодья.
24e5752bab
Обучающее видео:


Конечно, как на этом видео у нас так здорово, быстро и аккуратно не получилось. Причин было несколько. У нас не было таких ровных и толстых стволов, даже сухая древесина по факту была мокрой, как снаружи, так и внутри. Дыма от костра было такое количество, что находится с подветренной стороны было просто невозможно. Мы заделали торцы навеса снегом и лапником и получили настоящую душегубку.
Изначально ориентировались на схему навеса как тут, но только без жердей, а по принципу палатки.
14052211354689
1359892892_rryos.-50r.-rrrirs-s-ryersssrr-_rrrss_

Пришлось быстро разбирать торцы навеса, только тогда там стало возможно находиться.
Отсюда вывод – торцы навеса нельзя плотно закрывать. Обязательно должна быть вентиляция.
Костёр-нодья так просто, как на видео, в реальной жизни не расжечь. Так же, как и срубить дерево диаметром более 30 см не имея хорошего большого топора или пилы – занятие очень трудоёмкое. Если Вы вдвоём, и топор или мачете небольшие, то лучше ориентироваться на деревья диаметром до 30 см. Их быстрее и проще заготовить, проще расжечь и получить от них больше и быстрее тепла. По факту, нам потребовалось почти 12 часов, чтобы выйти на режим костра и получить такие угли, которые могли зажечь любое бревно и быстро высушить сырые дрова.
Вроде как всё готово. Падаем спать. Обязательно оставляем одного дежурного.
20170101-IMG_0350
Вахта – 1 час. По факту оказалось, что вахты смело можно делать по 2-3 часа, и оставлять 2 человек. Так и веселее и плюс один смотрит за костром, готовит чай, второй занимается подготовкой дров, которые днём подтащили к лагерю. Плюс это и страховка, чтобы дежурного не срубило.
20170101-IMG_0358
В плане сна, самое сложное для меня время оказалось с 3 до 5 утра. Это самое холодное время суток.
Для освещения мы использовали налобные фонарики. Комплекта свежих алкалиновых батареек хватает на 1 сутки в экономичном режиме.
Ночь прошла спокойно. Все выспались и чувствовали себя свежими. Никто не замёрз.
Хочется отметить, что вся наша команда была одета в новые зимние лётные костюмы и шапки фирмы «Округ». Одежда показала себя просто на 5 баллов. Удобная, лёгкая и тёплая. При активной работе всегда можно скинуть куртку, но в остальное время эта одежда не позволила ни замёрнуть, ни вспотеть. Т.е. можно смело её использовать и как одежду для зимних полётов или работ на технике, и как одежду в которой можно выжить в лесу.
20170101-IMG_0265
20170101-IMG_0250
20170101-IMG_0252
Утром быстрый завтрак и снова заготовка дров. Великолепно себя показал фирменный складной нож из НАЗ Ил-14.
20170101-img_20170101_111538_31945234831_o
Продолжили рубить поваленный ясень, подтаскивать его.
20170101-IMG_0227
Алексей нашёл ещё несколько сухих деревьев, которые также срубили. Но уже на такие диаметры не замахивались.
Второй день был более лёгким. Место было обустроено, какое-то кол-во дров тоже было заготовлено.
Появилась возможность провести испытания оборудования из НАЗа. Это были лыжи-снегоступы. В целом оказались вполне приемлемыми, но необходимость в них будет только в случае наличия высокого снега имеющего наст. При снежном покрове высотой более 80 см передвигаться без снегоступов практически невозможно.
20170101-IMG_0282
20170101-IMG_0300
20170101-IMG_0334
20170101-img_20170101_152125_31252803663_o

У меня с собой гелиограф (сигнальное зеркало), тоже из авиационного НАЗа. Но испытать его не получилось. Солнце выглянуло только на 3 день, когда мы уже собирались домой.
Второй день пролетел также быстро, как и первый. К моему удивлению, в данной обстановке организму еды требовалось меньше, чем обычно я съедаю за обычный будний день.
20170101-img_20170101_152026_31945236801_o
Может быть это влияние экстремальной ситуации, а возможно просто пополнение потраченной энергии. Ели в основном гречневую кашу с тушёнкой, мясной паштет из гусиной печени и чай, много горячего чая. Очень хотелось сладкого. Но задача отработать рацион НАЗа в этот выход не стояло.
И вот снова наступила темнота. Мы все сидим у костра.
20170101-IMG_2142
20170103-photo_2017-01-04_00-35-35
Клонит в сон. Я почти задремал. И тут… заяли собаки. Совсем забыл рассказать, что с нами в команде было 2 пса породы Хаски. Жук и Чук. Это подопечные Фёдора и Софьи. Жук – друг нашего медвежонка Мансура.
20170101-IMG_0237
20170102-IMG_0423

В лесу светились жёлтым цветом глаза. Фёдор схватил топор и ринулся на них. Оказалось, что это большой щенок дворняги, потерялся в лесу и пришёл на свет к нам. Мокрый, добрый и наивный. Чтобы исключить драку между собаками и возможное воровство, нам пришлось его привязать рядом с лагерем. Дали поесть.
20170102-IMG_0388
20170102-IMG_0373

Ночь прошла как обычно, дежурили по 2 часа, но с нами уже было 3 собаки. ;-) Больше живности мы в лесу не видели.
Утром позавтракав мы начали собираться. Немного отойдя от нашего места я наткнулся на выглядывавшую из под снега колючую проволоку… основа её была квадратная. Значит проволока немецкая.
20170102-img_20170102_105934_32024063856_o

Быстро собравшись мы выдвинулись обратно. Лагерь свёрнут, костёр засыпан, мусор забран с собой.
20170102-IMG_20170102_135107

Выбраться было совсем не просто. Снег стал мокрым и машину постоянно стаскивало с плотной колеи в кювет. Приходилось быть очень аккуратым. Найдёныша Софья отвела в ближайшую деревню. Очень хочется надеяться, что она найдёт свой дом.

Выводы:
1.Всегда сохранять спокойствие. Нельзя ни на секунду терять самообладания, попали в сложную ситуацию, надо принимать её и действовать в соответствии с обстановкой.
2.В случае нештатной ситуации, если оказался в лесу и в шаговой доступности нет жилья, от ВС не уходить, надо оставаться рядом, ждать помощи и организовывать быт и ночлег. Задача № 1 – навигация и сигнализация, № 2 - огонь и тепло, № 3 – место ночлега. И только потом еда.
3.Самое сложное время суток – ночь, в период с 3 до 6 утра.
4.Одежда пилота при зимних полётах должна обеспечивать его спокойное пребывание в природных условиях. Это также относится и к обуви. Либо комплект тёплой зимней одежды, должен быть в ВС как укладка НАЗ.
5.Задача по заготовке дров в зимний период занимает практически 100% светлого времени. С замерзанием можно активно бороться – двигаться, собирать топливо.

Информация по комплектации НАЗа для АОН.
20170103-photo_2017-01-03_13-08-00

20170103-photo_2017-01-03_13-08-36

20170103-photo_2017-01-03_13-08-31

Комплектации НАЗов должны различаться в зависимости от региона полётов и времени года
Лето/Зима: Центральная часть России, Юг, Тайга
При полёте над обширными водными пространствами должна быть комплектация предусматривающая спасение людей на воде.

Состав должен обеспечивать время выживания: 2чел-3дня, 4чел-3дня, 2чел-1нед, 4чел-1нед.

Группы состава НАЗа:
- Средства радиосвязи: коротковолновые или ультракоротковолновые портативные аварийные радиостанции, радиомаяки, трекеры.
- Средства визуальной сигнализации: сигнальные патроны ночного и дневного действия, ракеты, мортирки со стреляющим устройством, сигнальное зеркало, проблесковый фонарь, красящий порошок.
- Аварийный запас пищи: консервированные или лиофилизированные продукты.
- Аварийный запас воды: емкости для ее хранения и транспортировки, средства добывания (солнечные конденсаторы), обессоливания (солнечные дестиляторы, химические опреснители) и обеззораживания (бактерицидные препараты).
- Лагерное имущество: нож мачете, нож охотничий, компас, очки-светофильтры, средства добывания огня (водоветроустойчивые спички, зажигалка и др.), сухое горючее, свеча стеариновая, пилка проволочная, комплект рыболовных принадлежностей, накидка медицинская алюминизированная, фонарь электрический, накомарник, фольга.
- Спасательные плавсредства: надувные спасательные лодки и плоты.
- Аптечка: кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства, йод, антибиотики, противошоковые препараты, репеллент против летающих кровососущих и др.

Для удобной комплектации бортов ВС АОН - НАЗ разделяется на три отдельных блока (сумки) и обозначаются "Н", "С", "О".

Неприкасаемый общий (Н)
В данную сумку комплектуются предметы, которые будут применяться только в случае чрезвычайной ситуации. Сумка герметично запаковывается. Вскрытие только в случае ЧС или при переукладке по истечению срока хранения. (пример: фальшвеер, рыболовные принадлежности)

Сезонный неприкасаемый (С)
Сумка комплектуется предметами, которые могут быть использованы только в случае ЧС и могут меняться в зависимости от сезона или региона выполнения полёта. (пример: лыжи-снегоступы, лодка)

Оперативный (О)
Комплектация предметами, имеющими небольшие сроки хранения, а также использование которых может быть оправдано в процессе обычного полёта. (пример: вода, мультитул)

Предлагаемая общая комплектация НАЗа (без разбивки по вышеуказанным критериям).

Средства радиосвязи:
- Спутниковый трекер;
- Переносная УКВ радиостанция;
- Power Bank;
- Солнечная батарея;
- Кнопочный сотовый телефон в индивидуальном гермомешке;

Средства визуальной сигнализации:
- Фальшфейер;
- Мортирка + патроны;
- Гелиограф;
- Фонарик налобный + комплект запасных батареек;

Аварийный запас пищи и воды:
- Соль;
- Чай;
- Сахар;
- Леденцы;
- "Зарядка";
- Орехи;
- Говядина копченая сублимированная;
- Бульон куриный сублимированный;
- Галеты;
- Футбар (еда в брусках);
- Вода;

Лагерное имущество:
- Памятка по выживанию и по мед. помощи;
- Мед. аптечка;
- Рыболовный набор: крючки, грузила; сетка ;
- Трубка питьевая (фильтр);
- Свисток сигнальный;
- Контровка, 0,5-0,7мм;
- Скотч;
- Паракорд (верёвка) - 50м;
- Спички ветростойкие;
- Накомарник;
- Карандаш химический;
- Очки-светофильтры;
- Нож;
- Компас + бумажные карты;
- Нитки с набором игл;
- Пила;
- Мультитул;
- Палатка или тент;
- Спальник;
- Емкости для воды (гермомешок, объёмом 5л);
- Котелок;
- Ложка;
- Спасжилет;
- Надувная лодка;
- Сигнальный краситель;
- Лыжи-снегоступы;


Огромное спасибо фирме "Округ", АОПА-Россия и всем участникам данного тренинга. Фёдор, спасибо тебе, за работу инструктора, а также помощь в мозговом штурме по НАЗу. Без тебя я уже больше года буксовал.
В дальнейшем мы планируем продолжить подобные тренировки, отработать рацион питания и комплектность НАЗа для АОН.

Полезные ссылки по выживанию:
http://www.gadukino.ru/offroad/naz.html
http://survival.com.ua/tips_naz.html
http://vizhivai.com/blogi/entry/o-vyizhivanii/pamyatka-po-vyinuzhdennomu-avtonomnomu-suschestvovaniyu-v-prirodnoy-srede

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
1. подать сигнал SOS c использованием всех имеющихся средств
2. делать костёр, который не даст замёрзнуть

Мы пробовали различное имущество в виде топоров, мачете, пил - нужно было понять чем же реально можно работать и что нужно класть в НАЗ. Сейчас 99,9% бортов АОН летают вообще без какого-либо НАЗа. Люди садятся в R-44 зимой в лёгком костюме и лаковых ботиночках. Любая вынужденная посадка и через 4 часа шанс иметь замёрзшего человека почти 100%.

Фонарик, йоновый не пробовал. Что это такое? Налобный зарекомендовал себя отлично как на работах по Ил-14, так и в данном выходе. По зажигалкам ничего не скажу, тестовые испытания их так и не провели. Хватило спичек.

По ножам не понял вопроса или Вашего комментария.

Да, я внимательно слушал Лодочника, его рекомендации и советы. Многое записал, текущий список имущества в НАЗ, это то, что ещё надо утрясать в процессе фактических испытаний, но в большинстве своём уже продумано.