Рядом с красным Ан-2

Дневник технаря любителя - часть 6. Самая дорогая деталь.

Оригинал взят у n2367l в Дневник технаря любителя - часть 6. Самая дорогая деталь.
Какая деталь двигателя самая главная, можно спорить. Однако какая деталь в двигателе самая дорогая - это бесспорно. Нет, это не коленвал, как считают многие, это - картер. Все меняется, а он обычно остается, только чинится. Вот и картер моего мотора - один из немногих оставшихся свидетелей и участников рождения самолета, и прошел с ним всю его долгую жизнь. Надо бы взглянуть на него попристальнее, не износился ли он, не устал ли работать... В минувшие выходные я занялся им.

IMG_6806

В руководстве по переборке, в разделе "общие рекомендации" нас наставляют, что после разборки, детали ни в коем случае не надо мыть, а для начала надо посвятить день другой тому, чтобы просто посидеть и потупить над ними - поразглядывать следы на трущихся поверхностях, покопаться в отложениях, нагаре, загрязнениях, поанализировать, отчего это, ды почему то... И только, когда вся дедукция будет завершена, и вы сможете восстановить по состоянию всю историю мотора не хуже, чем в логбуках, можно приступать к мойке и чистке.
Для пилота выходного дня, по будням занимающегося делами от авиации весьма далекими, а в оставшееся время вынужденного быть еще и механиком-любителем, профилосовствовать с книжками, интернетом, лупой и запчастями пару дней в мастерской - роскошь просто непозволительная. Но в наш век мы к счастью располагаем цифровым фото, поэтому сейчас нужно все быстренько отснять, а тупить мы будем уже над фотографиями, где-нибудь в транспорте или в очередях. Главное не забыть, что откуда.

На фото: Ложе переднего подшипника колена (правая сторона)
IMG_6795

Половинки картера скрепляются между собой силовыми сквозными шпильками. Именно на них, ну и на картете, конечно, вся эта оппозитная конструкция и держится...

На фото: Ложе центрального подшипника коленвала. Можно видеть те самые сквозные шпильки.
IMG_6797

...На моторах как у меня эти шпильки заворачивались "наглухо" в одну из половин картера: 4 в правую, 2 в левую. С противоположной стороны шпильки продевались в отверстия возле седел подшипников и выходили наружу в отверстия под крепление цилиндров...

На фото: Центральный подшипник, правая сторона.
IMG_6800

...Опыт использования моторов показал, что при таких шпильках половинки картера слегка гуляют во время работы, что ведет к износу седел подшипников коленвала, и если за этим не следить, не менять шпильки, не ремонтировать/менять картер, то это может привести к серъезной поломке двигателя...

На фото: Ложе центрального подшипника (левая сторона):
IMG_6801

...Да и вообще, это был головняк - шпильки постепенно разбалтывались в отверстиях, после этого "неизвестно откуда" по шву картера начинало выбивать масло, и вокруг этого, конечно, накрутили определенное количество сервисных бюллютней и инструкций с рассверливанием дырок, вставлянием ремонтных шпилек увеличенного диаметра...

На фото: Левая половинка центрального подшипника
IMG_6802

...Потом это действительно приводило к "серъезным поломкам" самолета, а порой и с так называемой динамической разборкой мотора в полете. И, хотя в те времена Лайкоминг еще не мог похвастаться 2000-часовым межремонтным ресурсом, спустя некоторое время, чтобы уменьшить "гуляние" половинок картера, стали в дырки подшипников вставлять дополнительно трубчатые вставки (dowels), в которые потом вставлялись (очень туго) силовые шпильки...

Ложе заднего подшипника на левой половине:
IMG_6803


...После этого мотор стало невозможно располовинить без специального съемника, который любезно предоставлял Лайкоминг, естественно, ограниченному кругу своих друзей и знакомых. Остальные были вынуждены становиться друзьями Лайкоминга, ну или изобретать что-то свое...

На фото: Левая половинка заднего подшипника
IMG_6804


...Ну а спустя еще некоторое время появились и другие сквозные шпильки, устанавливаемые извне при помощи резинового молотка и какой-то матери. Сейчас многие механики, занимающиеся Лайкомингами, кроме них, никаких больше и не видели. Это было много удобнее  и прогрессивнее, но это другая история, про другие моторы, а не про мой...

На фото: Ложе заднего подшипника на правой стороне
IMG_6798

...А мой мотор разобрался на две половинки на удивление легко без каких либо специальных приспособ. Что конечно, говорит о том, что никаких вставок на шпильках он не имеет... Так вот, к чему я все это? Ставить вставки, или так полетаем? Износ на седлах и подшипниках мне лично не показался особо уж сильным. За полторы-то тыщи часов, да за 30 с лишним лет. А вам?

На фото: Правая половинка заднего подшипника
IMG_6799

Ну ладно, поговорили, а теперь все в керосин и в чистку, так слегка, чтобы замерам предварительным не мешало:

Левая половинка:

IMG_6808

Правая половинка:

IMG_6809

Теперь надо мерить отверстия под коленвал и распредвал. Стягиваем картер рабочими моментами затяжек по силовым сквозным шпилькам. Порядок соблюдаем, как при сборке двигателя. Получаем вот такой куцый вид:

IMG_6825

Далее, вооружаемся нутромерами, таблицей допусков и картой для записи и начинаем промеры. Костя промеряет...

IMG_6826

...а я записываю и проверяю:

IMG_6828

Промерив ложа распредвала, принимаемся за коленвальные отверстия:

IMG_6829

До иных мест доступаемся с трудом, однако, инструмент позволяет.

IMG_6830

Ну вот, промеры закончены. Результаты пограничные: хоть и за предельные сервисные допуска мы не выскакиваем, однако эксплуатационные кое-где превышаем, так что, без починки не обойтись. После промеров я еще немного полазил по открытым местам с лупой на предмет видимых трещин, коих к счастью, не обнаружил и уехал домой восвояси. Пока самая дорогая деталь двигателя остается на месте... Ну а с остальным... Будет видно.

До следующих встреч!

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.