Categories:

11 день Кругосветки - 13.07.2018: Мы на ЧУКОТКЕ! Певек - Мыс Шмидта - Бухта Провидения.

Чукотка оставила неизгладимое впечатление в моей душе!  Это одно из самых красивых мест России.  Место, где обязательно нужно побывать в своей жизни и не один раз.  

Бухта Провидения

Сегодня у нас был сложный, но очень красивый и интересный перелёт.

В Певеке с вечера задул «Южак» — сильный (до 15-18м/с) ветер с юга. Ночью мы переживали за самолёты в аэропорту, чтобы не поломало...  А утром нам нужно было обязательно улетать, т.к. к Певеку подходил фронт окклюзий, характерный низкой облачностью и осадками.   (Фронт окклюзии — атмосферный фронт, связанный с гребнем тепла в нижней и средней тропосфере, который обусловливает крупномасштабные восходящие движения воздуха и формирование протяжённой зоны облаков и осадков.)

Плотно позавтракав в гостинице мы собрались в холле гостиницы.  Ещё нет чёткого плана  — как летим. По расчёту времени Борей не успевает попасть в регламент работы аэропорта «Бухта Провидения», т.к. расстояние более 1000км и нужна промежуточная посадка на Мысе Шмидта.

Решили на Borey лететь на аэродром «Залив Лаврентия» и на следующий день прыгать в «Бухту Провидения», т.к. в зависимости от ветра — топлива от Мыса Шмидта до Бухты Провидения может и не хватить...

Пропускаем "Якутию". Своим ходом на перрон она зарулить не может - соберёт все камни, поэтому с ВПП её тягачом буксируют на перрон!

Борей и Cessna-182 вылетают первыми.  Ла-8 пойдут напрямую в Бухту Провидения, чтобы успеть в регламент.

Да, гидроаккумулятор за предыдущий лэг из Черского немного потёк консервантом и мне его выдали «взад».  Блин...  куда бы его приспособить?

Попробую подмазаться к Диме.  Он как инженер меня поймёт.   Пошёл уговаривать.  В итоге запрятали мы его в носовую часть Ла-8 RA-0344G и пролетел этот гидроаккумулятор с нами всю кругосветку!  

Вообще, у Ла-8 столько мест для хранения снаряжения, что диву даёшься.  Мне кажется по объёму они вместительны почти как Ан-2.  Замечательный самолёты.

Дует сильный ветер, но он по полосе.  Правда туда надо ещё как-то попасть, чтобы с рулёжки не сбросило самолёт в залив...  В итоге на ВПП Borey рулит с сопровождающими, придерживающими его за крылья и контролирующими хвост.   Пропускаем Супер-Джет авиакомпании «Якутия» и выруливаем.  После того, как сопровождающие уже на ВПП отпустили Borey, наш разбег составил всего 15-20м...  И зачем вообще на ВПП выруливали?   Могли бы и с перрона улететь.

Набираем высоту — впереди горы и нам нужно не менее 1700м набрать, а это совсем не просто при том перегрузе, что у нас сейчас. 

Горы близко

Около гор начало швырять, но быстро сообразили как подойти с наветренной стороны к склону и в динамике побыстрее набрать высоту.  Вспомнил, как Теплых Сергей учил на Юце особенностям горных полётов.

Чукотка безумно красива

Летим, под нами золотые прииски. Это посёлок Ленинградский.

добыча золота

Сейчас тут работает старательская артель "Полярная". Добыча золотого песка ведется шахтным методом на глубине до 200 метров. Ежегодно здесь добывается 750-790 килограммов золота. Работа ведется вахтовым методом. Основан посёлок в 1962г.

Эти золотые прииски одни из самых больших в России.  Именно тут был найден самородок весом более 30 кг

Южный берег Чукотского моря. Посмотрите какие тут пляжи!
Где-то там далеко Северный полюс

Через 408 км от Певека у нас посадка на Мысе Шмидта. Диспетчер предупредил, что на ВПП не надо садиться, там плиты «поплыли» и есть ступеньки.  Но посадка возможна на огромный перрон.  (ширина 40м, длина в районе 1000м).


Мыс Шмидта и село Рыркайпий на переднем плане
Село Рыркайпий

Село Рыркайпий расположено недалеко от бывшего районного центра Мыс Шмидта и соединено с ним дорогой. Это типичное национальное село, где в основном проживают чукчи — морзверобои и оленеводы, всего 960 чел. Впервые этот населенный пункт был упомянут и нанесен на карту в 1791 г. Иосифом Биллингсом во время сухопутного перехода на собачьих упряжках от Мечигменской губы до Чаунской и к реке Большой Анюй. Название села переводится с чукотского языка как "моржовый запор".

Мыс был впервые описан в августе 1778 года английским исследователем Джеймсом Куком и назван им Нордкап («северный мыс»), так как это была самая северная из достигнутых им точек. Местное название этого мыса — Ир-Каппея (в переводе с чукот. «моржовый запор») — записал в 1823 году русский мореплаватель Фердинанд Петрович Врангель. В 1934 году мыс был переименован в честь выдающегося советского полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта.

Перрон Мыса Шмидта

На перроне стоят несколько мёртвых Ан-2 и фюзеляжи Ми-8, с другой стороны рядом с перроном лежит разбитый Ан-28.

Ан-28 СССР-28797

1 февраля 1995г Ан-28 СССР-28797 авиакомпании Чукотавиа совершил грубую посадку до ВПП из-за неграмотного использования реверса лопастей. В процессе «козления» основная стойка шасси самолёта разрушилась.  Так и остался этот Ан-28 здесь навечно...

Ил-14 на Мысе Шмидта

Памятник ИЛ-14 на заброшенной территории ГМО – был установлен местным энтузиастом авиадиспетчером шмидтовского аэропорта Юрием Дунаевым

вид на мыс Шмидта со стороны посёлка
Закопанные ёмкости под топливо

Сейчас с Мыса Шмидта работают военные вертолётчики.  Ми-8 и Ми-26 возят грузы на о.Врангеля, там также строится военная база.

ВПП и перрон на Мысе Шмидта
Здание аэропорта на Мысе Шмидта

Приземлились мы на Мысе Шмидта двумя самолётами: Borey и Cessna-182.  Ла-8 прошли высоко.  Эх, сколько же они всего не увидят.  

Вообще я счастлив, что мне удалось лететь в Borey.  Да, он маленький, летит не быстро, зато из него всё видно, можно рассмотреть каждую деталь, да и в случае вынужденной посадки он значительно безопасней любого из самолётов участвующих к перелёте.

На Мысе Шмидта нас встречают пограничники и руководитель научного центра — Михайленко Анатолий Михайлович.

Сейчас на Мысе Шмидта проживает всего 600 человек. Метеостанция не работает. Очень много брошенных домов.

Но!  Здесь есть бензин.  Даже АИ-95!    Т.к. мы привезли с собой, тот заправляемся с канистр и вылетаем дальше.

Впереди длинный участок маршрута. Хватило бы топлива... Рассчитываем через 6 ч долететь, т.к. сейчас мы имеем сильный встречный ветер.

Буквально сразу после взлёта наблюдаем лежащий в лагуне Акатан Ил-14М СССР-61788.  Он потерпел аварию 6 июля 1989г.     Экипаж вылетел для проведения ледовой разведки над Чукотским морем. Через 4 минуты после взлета на высоте около 100 м произошел отказ левого, а затем и правого двигателя. Экипаж произвел вынужденную посадку на мелководную лагуну Акатан. Самолет остановился на отмели в 200 м от берега, где глубина составляла не более 0,5 м, и получил значительные повреждения. Члены экипажа получили легкие травмы.

Ил-14М СССР-61788

А мы летим дальше к Косе Двух Пилотов.

Коса Двух Пилотов ( В конце 1929 года на Чукотке пропали без вести американские летчики Эйельсон и Борланд, и американское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой организовать их поиски. Выполнение этого задания было поручено летчику Слепневу и бортмеханику Фариху. ...)  Продолжение рассказа...

Взлетели, летим вдоль береговой черты до Колючинской губы.  Встречаются белые и бурые медведи.  

Бегущий бурый медведь
Белый медведь

Как это удивительно видеть этих замечательных зверей в одном месте.   Чем они занимаются?   Всё очень просто — океан выбрасывает на берег мёртвые туши моржей, а медведи их едят.  Что интересно по поведению — бурый медведь при виде самолёта убегает, а белый нет — стоит смотрит, провожает взглядом.

Иногда на побережье можно встретить вот такие артефакты
Вид с Cessna-182

Мы на Borey и Cessna-182 решили лететь по долинам. Горы на Чукотке высотой примерно до 1,5 км, но их много и при сильном ветре там будет хорошая турбулётность.  Наша воздушная скорость 130 км/ч (70 узлов).

Токарев Валерий Иванович в кабине Borey над Чукоткой

Спустя несколько часов полёта диспетчер района сообщает, что его рабочий день закончился и дальше мы как-нибудь сами. Ну и после посадки в Анадырь позвоните, закройте план. В эфире полная тишина, только между Цессной и Ла-8 переговариваемся, обмениваясь обстановкой.   Как же меня подмывало спросить — а зачем ты нам раньше то был нужен?  По сути и ненужен.  ;-)   Но нам совсем не скучно, мы любуемся красотами.

Под нами проплывают удивительные места с труднопроизносимыми названиями: Залив Кывэткуйым, Губа Еонайкынмангкы, Озеро Ёонай (Иони), Залив Мечигменская Губа, Гора Колё.

Спустя почти 6 ч полёта мы выходим на побережье Тихого океана. В Бухту Лаврентия идти нельзя, она закрыта выносом тумана. Это удивительное явление, которое очень распространено на Дальнем Востоке. В тёплое время года туманы приходят с моря и могут стоять по несколько суток подряд.

Залив Лаврентия впервые был нанесён на карту землепроходцем Тимофеем Переваловым. Спустя тридцать лет, 10 августа 1778 года, в день Святого Лаврентия — покровителя странствующих, Джеймс Кук увидев залив с борта судна, дал заливу имя святого. Впоследствии залив посетили экспедиции Сарычева и Биллингса в 1791 году, О. Е. Коцебу — в 1817 году. Залив был подробно исследован экспедицией русского мореплавателя Ф. П. Литке в 1828 году. С 1927 года на южном берегу залива на мысе Харгилах было основано национальное село Лаврентия

Принимаем решение идти на Бухту Провидения.  Топлива нам гарантировано хватает! Бухта Провидения находится между гор и там должно быть чисто.

А мы пока идём над облаками.  За 10 км начинаем пробивать облачность, очень помогает рельеф на GPS, предупреждая об опасном сближении.

И вдруг, как в сказке мы выныриваем из облаков и перед нами открывается картина, чарующая своей красотой.  Это Бухта Провидения!

Не просто так она так называется.  Видимо не одному экипажу эта бухта помогла укрыть от непогоды.

Бухта Провидения открыта русской экспедицией Курбата Иванова в 1660 году. После этого ещё 200 лет бухта оставалась безымянной. В 1848—1849 годах в бухте перезимовал британский корабль «Пловер» под командованием капитана Томаса Мура. Выйдя из Плимута в январе 1848 года корабль крейсировал по Берингову морю в поисках потерянной экспедиции Франклина. 17 октября 1848 года судно Мура бросило свой якорь в безопасной гавани. В честь первой успешной зимовки в районе Берингова моря он дал название бухте — Провидение (Провидения).

В 1866—1867 годах в бухте перезимовала Western Union Telegraph Expedition. Бухта являлась популярным местом встреч, зимовок и промысла для китобоев и купцов в XIX и начале XX века.

В 1875 году русский клипер «Гайдамак» под командованием Сергея Тыртова бросил якорь в бухте Провидения. Tыртов, направленный для обеспечения государственной монополии на прибрежную торговлю, распространил среди местных чукчей печатные листовки на имя иностранных купцов. Затем он направился на север в Залив Лаврентия, где перехватил американский купеческий корабль «Тимандра», занимавшийся обменом у местных жителей моржовой кости на алкоголь.

В 1876 году с той же задачей в эти моря был направлен клипер «Всадник» под командованием капитан-лейтенанта А. П. Новосильского. «Всадник» пришёл в бухту Провидения 5 июля 1876. Выполнив гидрографическую съемку бухты, направился на север, прошёл Беринговым проливом, повернул на запад, достиг мыса Шмидта (тогда мыс Северный, или в английских источниках — мыс Нордкап) и благополучно вернулся на обратно. «Всадник» не встретил не одной торговой лодки, но нашёл доказательства пребывания последних и признаки торговли местных жителей с американцами (в том числе недопитую бочку виски).

В 1881 году русский клипер «Стрелок» бросил якорь в бухте Провидения. «Стрелок», кроме обследований и пограничного контроля, имел задачу спасения экипажей двух пропавших без вести американских китобойных судов. Однако вскоре экипаж американской шхуны Handy рассказал русским, что одна из пропавших лодок затонула со всем экипажем, а вторая благополучно добралась до Сан-Франциско. Вместо этого «Стрелком» была обнаружена и снабжена немецкая научная экспедиция Аурел Краузе. В заливе Святого Лаврентия клипер «Стрелок» встретился с американским судном «USS Роджерс». Оба корабля направились на север до Берингова пролива, но вскоре разделились. «Стрелок» достиг мыса Дежнёва (тогда мыс Восточный) и повернул обратно, в то время как Роджерс достиг острова Врангеля.

История Челюскинской эпопеи и освоения северного морского пути показали необходимость строительства в бухте морского порта. В феврале 1937 года начальник главного северного морского пути Отто Юльевич Шмидт одобрил проект строительства порта. А летом 1940 года суда уже разгружались у стенки первого причала. С созданием в Провидении морского порта интенсивно развиваются населённые пункты Урелики (Пловер).

Бухта Провидения

Делаем круг и садимся.  Нас встречают ранее прилетевшие экипажи. Едем в посёлок.

Заход на посадку
Здание аэропорта
Дмитрий Юрьевич и Сергей Вячеславович выдвигаются на ужин

Торжественный ужин в столовой местного техникума. Оказывается в Бухте Провидения нас ждут с 10 июля.  Приём очень тёплый.  Всё-таки верно говорил Игорь Иванович, что на востоке нашей страны живут замечательные люди!

Сытый и добрый Дмитрий Юрьевич Суслаков

Интернета мобильного тут фактически нет, но сотовая связь вполне приличная. 

Вот это здание телефонной станции для нас в будущие дни стало заветным местом, где нам давали капельку воспользоваться интернетом

Впереди планируется два дня отдыха, экскурсии, а потом на Аляску!  Российский участок мы выполнили.   Ох, как мы потом себя корили, что на следующий день не вылетели... ;-)  Но об этом в следующем рассказе.

Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище)

2 день Кругосветки — 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай

3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале.

4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ).

5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах.

6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах

7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси

8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах

9 день Кругосветки - 11.07.2018: Чокурдах - Черский.

10 день Кругосветки - 12.07.2018: Черский - Певек.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic