Category:

26-27 день Кругосветки - 27.07.2018-28.07.2018 (Канада): Холл-Бич.

Утром на завтраке от наших самых лучших метеорологов Бровкина Владимира и Шокина Владимира получаем информацию, что у нас есть очень маленькое 3-х часовое окно на вылет по погоде.  Потом оно закрывается...  Но мы фактически им воспользоваться не можем.  Самолёты не заправлены, заправлять видимо придётся канистрами.

местные мальчишки
местные мальчишки
Наш отель
Наш отель
сеть отелей
сеть отелей

Дмитрий Юрьевич на завтраке радостно сообщил, что имеющийся автобензин — является аналогом Аи-95, но без спиртов и эфиров и его смело можно использовать.  Он всю ночь он сидел, изучал спецификации.

Вот записи из рабочего дневника Дмитрия Юрьевича Суслакова:

«Северная Канада подкинула проблему для одного из двух ЛА-8 и для Борея – топливо. Двигатели обоих самолетов - Ротакс» Борея, и М-337С ЛА-8 - допускали использование неэтилированного автомобильного бензина – MOGAS –правда, весьма высококачественного, не хуже, чем наш АИ-95 или американский «Премиум». Однако, особенно пор северу России, мы предпочитали использовать надёжную «сотку», AVGAS 100LL,  и, при любых раскладах, отдавали предпочтение именно AVGAS. Для второго ЛА-8Т проблем с заправкой не было – керосина на всем маршруте было хоть залейся.

Инувик был крайней точкой, где мы купили авиационный бензин так, как это делают нормальные люди: подъехали к заправке, залились - кому сколько надо, заплатили денежку и получили на руки ворох чеков и сертификатов.

Далее все стало сложно. Официально авиационного бензина не было до самой Гренландии – то есть нам предстояло пролететь около 3 000 км на подножном корму. Это означало, что в аэропортах на нашем пути может быть (?) запас топлива (?) заброшенный туда когда-то (?) кем-то (?).В качестве альтернативы предполагалось использовать MOGAS.

Лоик оборвал телефоны, пытаясь выяснить наличие топлива в аэропортах. По его данным, в Кембридж-Бей и в Холл-Бич был запас авиационного бензина. Мы прикинули, что в этом варианте нам хватало топлива впритык до пролива Дэвиса, где мы рассчитывали, что близость к Атлантике несколько повысит вероятность найти авиационный бензин.

Кембридж-Бей не подвел: там нам удалось заправить и Борей, и ЛА-8 православной «соткой», невесть каким путём попавшей в район Северного магнитного полюса. Правда, заправляли как на Родине – из железных бочек, перекачивая бензин ручным насосом.

Джо Хэвен ЛА-8С прошел без дозаправки, Борей заправили бензином, привезённым из Кембридж-Бей в канистрах. Но в Холл-Бич по-любому потребовалась дозаправка обоим самолетам.

Лоик «обрадовал» нас информацией, что AVGAS мы не получим. То ли его не поняли, то ли он не понял – но «сотки» здесь нам не было. Я понял, что далее решение за мной, как за инженером экспедиции: как и чем заправляться дальше. 

Конечно, основной – и самый доступный вариант заправки – местный автомобильный бензин. Обилие современных лодочных моторов и снегоходов на канадском Севере практически исключали сомнение в том, что бензин хороший. Но никто не мог нам сказать: это аналог нашего 95-го или 92-го? И лодочные, и снегоходные двигатели позволяют невозбранно работать на любом из этих топлив, однако для Ротакса-912S и для M-337С разница была критической.

В бытность мою лётчиком-химиком довелось однажды заправить самолет АИ-92, и до сих пор помню развалившееся поршневое кольцо Ротакса. Но тогда подо мной были поля, а сейчас – полторы тысячи километров океана, оскалившихся битым льдом. Брр-р-р.

Поэтому я озвучил предложение: сколько будет стоить доставка нескольких бочек «сотки» самолетом из Инувика или из Икалуита? Ответ разочаровал: около 25 000 долларов. Значит, требовалось узнать: что за бензин здесь в наличии?

Никто не мог нам сказать, каково октановое число здешнего бензина. Однако, после долгих расспросов с пристрастием, удалось посмотреть накладную, по которой местный нефтепродукт проходил как «Automotive gasoline 3.5-2011 Grade 3 Class D». Вот с этой исходной информацией я начал свое расследование.

Половину ночи я провел наедине с кружкой кофе и дико тормозящим Интернетом. В результате удалось расставить все тойки над «Ё».

виды топлива в наличии
виды топлива в наличии

«Октановое число бензина в Канаде не указывают. Да и само октановое число там приводится только в Технических условиях, в виде «антидетонационного индекса» AKI. Нашему 95-му соответствует AKI=90

На канадском сайте госсзакупок удалось узнать, что в северный завоз, на Сверо-Западные Территории и в Нунавут, с 2016 года поставляется бензин Grade 3 c AKI=91, что даже лучше, чем наш АИ-95. Сопоставление характеристик также показало, что местный автомобильный бензин пригоден для заправки самолетов.

Надо отдать должное нашей команде: никто не сомневался, что местный бензин пригоден для заправки. Однако, никто не упрекнул меня, и даже не позубоскалил над моей «докторской диссертацией» - бережёного Бог бережет. 


Значит сегодня мы дальше не летим. Настало время устроить парково-хозяйственный день.

На Borey необходимо выполнить регламентные работы (замена свечей, масла).  Также пришлось докупить канистр и начать заправку самолётов с канистр.

Заправка в Холл-Бич сделана на базе трёх контейнеров и работает только в будни днём, с перерывом на обед.  В контейнерах размещены насосы, счётчики и шланги. Топливо же находится в больших ёмкостях рядом. Завоз ГСМ выполняется по морю. Что интересно — на запах и вкус бензин очень напомнил бензин, который был в СССР.  Такой же жирненький и по запаху похожий.  Прям вызвал ностальгию даже.   Оплату за бензин выполняли с помощью кредитки, но при этом использовались ещё какие-то бумажные чеки.  

На заправке
На заправке

Помимо нас на заправку постоянно подъезжали местные жители на квадроциклах с прицепами и закупали топливо в канистры.  Впереди выходные, многие уйдут на лодках в море за нерпой и бензин нужно закупить впрок.


Разговорились с мужчиной, кто нас возил на пикапе.  Ему 60 лет, работает в Холл-Бич вахтами уже 15 лет. Сам из Флориды. Говорит, что зарабатывает за несколько месяцев годовую зарплату и потом дома отдыхает.   Получает он $30 в час, рабочий день 12 ч, при этом первые 8ч — по $30, оставшиеся 4ч — по $60.  В месяц может заработать до $ 11 000.  Пол года (летом) он в Холл-Бич, зиму — во Флориде.   Но работа собачья...  И на машине и грузчиком и фактически любая...   Постоянно кашляет, говорит, что недавно пришлось в одиночку разгрузить 5000 фунтов груза и видимо простыл.  Дядька хороший, пытался нам помочь канистры таскать.  Но мы попросили не тягать их...  жалко мужика, тем более перебаливает на ногах.   Ещё интересно рассказал, что вначале пытался освоить местный язык, но в итоге бросил, т.к. у юпиков в каждой деревне своё наречие и зачастую жители соседних деревень друг-друга не понимают.  

Первая линия от моря
Первая линия от моря
Детский сад
Детский сад

Выполнив заправку — пошли с Евстафьевым В.В. пешком с аэродрома до посёлка.  Тут главное идти с наветренной стороны, иначе после первой машины покроешься мелкой пылью.

Детская площадка
Детская площадка
местный супермаркет
местный супермаркет
на побережье
на побережье

По пути встретили Олега Юрьевича, который настойчиво порекомендовал прогуляться вдоль моря — подышать йодом и обязательно заглянуть на местную свалку, что в конце посёлка.  Мы расхохотались.  Дожили — доктор медицинских наук, профессор — рекомендует заглянуть на свалку. Ну раз доктор рекомендует, мы не может отступить от этих рекомендаций.  

просто алюминиевый чайник
просто алюминиевый чайник

Если честно, я всё наше путешествие постоянно восхищался нашими космонавтами.  Эти люди — молодые в душе, умеющие видеть красоту окружающего мира и делиться этим огоньком с другими людьми. Удивительные и замечательные люди!  Как же мне повезло, оказаться в такой команде.

  Идём вдоль берега.  Наблюдаем как местные юпики собираются на охоту.  В лодку грузят квадрик.  В другой лодке просто так лежат ружья.  Как же тут всё просто.  По пути к нам прицепились двое пацанов.  Владимир Владимирович с ними поговорил, чем вызвал неподдельный интерес у ребят.  Дальше была задача от них отделаться, т.к. шли за нами хвостом.  Закончился посёлок и вот она — помойка.  Сколько тут машин!  Самых разных.  Я залез в самую гущу свалки, полез под капоты машин.  И честно сказать был разочарован.  Разукомлектованы они достаточно сильно...  Только от большой скуки можно заняться их восстановлением.  Причём грузовики более целые, т.е. если уж завис в такой дыре и хочется приложить руки, то брать под восстановление надо грузовик или трактор.

А пацаны, такие же, как и у нас.  Давай бить стёкла у машин.  Я им попытался объяснить, что не надо это делать, лучше загляни, что там внутри и как можно использовать.  Надеюсь — они меня поняли.

Недалеко от свалки — местное кладбище.  На котором стоят ящики.  Как потом оказалось это незахороненные люди.  Ящики с гробами ставят прям на земле.  Закопать можно только в течении 1-2 месяцев в году, когда вечная мерзлота чуть-чуть оттает.

Тоскливое тут место...   Местные юпики какие-то полубольные.  Идёт вырождение нации.  Предполагаемая причина — ухудшение фенотипических характеристик потомства из-за близкородственных скрещиваний.

28.07.2019 (суббота)

Ночью был дождь. Ждём погоду.  Днём очень сильный ветер. В принципе мы можем вылететь, погода приемлемая, но по пути горы закрытые облачностью. Там просто не пройти... Плюс гарантированное обледенение в облаках.

Рассматривали вариант уйти на юг и обойти горы югом.  Да, это прибавит ещё 1 день, но даст возможность выйти на побережье.   Метеорологи отговорили нас от этой идеи.

Весь день занимался разбором видео, отснятого ранее.  Пытаем Лойка — поделиться фото и видео.  Он постоянно придумывает причины, почему не может этого сделать.

Сегодня разговорились с местным вертолётчиком. Он работает на Bell-206 в одиночку.  Таскает грузы на внешней подвеске, возит людей. Его зарплата $50 в час.  Работает вахтой по 28 дней работы / неделя дома. По зарплате получается примерно $5000 в месяц. 

Суровые канадские мужики
Суровые канадские мужики

Сегодня тут рядом оттаяла вечная мерзлота.  Рабочие утопили в ней единственный трактор.  Очень переживают.  Пытались лопатам откопать, но куда там... Нужно вытаскивать другим. А другой трактор можно пригнать только в ноябре, а до ноября этот вмёрзнет... 

В прошлых частях я рассказывал о системе NORAD, а вот плакаты, которые стоят рядом с аэропортом


Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище)

2 день Кругосветки — 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай

3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале.

4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ).

5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах.

6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах

7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси

8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах

9 день Кругосветки - 11.07.2018: Чокурдах - Черский.

10 день Кругосветки - 12.07.2018: Черский - Певек.

11 день Кругосветки - 13.07.2018: Мы на ЧУКОТКЕ! Певек - Мыс Шмидта - Бухта Провидения.

12-14 дни Кругосветки - 14-16.07.2018: Бухта Провидения (Чукотка).

15-17 дни Кругосветки - 17-19.07.2018: Бухта Провидения (Чукотка).

18 день Кругосветки - 20.07.2018-19.07.2018: Бухта Провидения - Ном (Аляска)

19 день Кругосветки - 20.07.2018: Ном - Галина - Форт Юкон (Аляска)

20 день Кругосветки - 21.07.2018 (из Аляски в Канаду): Форт Юкон - Старая Ворона - Инувик.

21 день Кругосветки - 22.07.2018: Инувик (аэропорт имени Майкла Зубко)

22 день Кругосветки - 23.07.2018 (Канада): Инувик - Полатук - Кембридж Бэй.

23 день Кругосветки - 24.07.2018 (Канада): Кембридж Бэй.

24 день Кругосветки - 25.07.2018 (Канада): Кембридж Бэй - Йоа-Хейвен.

25 день Кругосветки - 26.07.2018 (Канада): Йоа-Хейвен - Холл-Бич.


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic