vulkan_avia

Categories:

Самолётные лыжи

Почти с самого начала, как у меня появился свой самолёт я столкнулся с вопросом: как бы мне зимой не зависеть от расчистки ВПП от снега.  Базировался я тогда на грунтовом аэродроме Волжанка под Тверью. При всей аккуратности хозяина аэродрома и старшего авиационного начальника, прошедший в ночь хороший снегопад мог легко вывести из эксплуатации ВПП.  А весной, когда укатанный за зиму снег начинал таять, эксплуатацию самолёта на колёсном шасси приходилось останавливать более чем на месяц.   Причина заключалась в невозможности по рыхлому снегу или снежной каше разогнаться до скорости отрыва.  Самолёт вяз в снегу и буквально не хотел бежать.  Обычно проехав всю ВПП туда и обратно, я заруливал на стоянку и от полётов отказывался.  Также, летая зимой на колёсах, я знал, что практически любая вынужденная посадка с подбором грозит капотом и сильно поломанным самолётом.   Выход из этой ситуации был один - лыжи для самолёта.  Однако стандартных лыж на 150 Cessna не выпускалось…  

Прошло несколько лет и я стал совладельцем Ан-2.  К тому моменту базировался я уже на аэродроме Орловка недалеко от Ржева.   Там была отличная асфальтовая ВПП, которую регулярно чистили, и для маленьких самолётов этого было “за глаза”, но зимой на Ан-2 на узкой твёрдой ВПП с брустверами - летать удовольствие малоприятное.  Чуть посильнее боковой ветер, или тормоза подклинят, и все шансы улететь в бруствер.  Поэтому для Ан-2 были куплены лыжи.  И вот тут я понял - какое же счастье зимой летать на лыжах.  Да, дюралевые лыжи примерзают, но если они поехали, то у тебя почти безграничная свобода.  Мы садились на Ан-2 на лыжах на водохранилища, поля засыпанные снегом, и даже на болота.  Красота взлёта самолёта на лыжном шасси в солнечный день поражает.  Когда куча искрящихся снежинок летят с лыж, а самолёт, оставив лыжный след на снегу, улетает в небо.


И тут снова я стал грезить лыжами для маленькой 150 Цессны. Лыжи я однозначно хотел только дюралевые.  Это и меньший вес, и возможность полевого ремонта, да и просто любовь к материалу.

Опыт эксплуатации Ан-2 на лыжах показывал, что летать с целины на Ан-2 можно только на пустом, если он полностью заправлен и загружен то вылет возможен только если есть наст и снежный покров держит вес человека, либо ВПП укатана.  Меня это не совсем устраивало.  Нужно иметь возможность совершить посадку и взлёт с целины, с пухляка. Именно такую задачу я ставил перед лыжами.

______________________

Пример посадки в Корпагорах на целину. Снежный Наст почти держит человека. Взлететь на Ан-2 тогда удалось с большим трудом. Снег влажный, перед носком лыж гонится валок. Хвостовая лыжа закапывается.


В то то же время Хаски на лыжах имеющих меньшую удельную нагрузку на площадь прекрасно рулил и взлетел

А вот руление Ан-2 на лыжах по неглубокой целине (замерзшее озеро в Нарьян-Мар)

Посадка из-за обледенения на болото и взлёт с него на Ан-2

_____________________________________


Я начал собирать информацию по требованиям, расчётным случаям к проектируемым лыжам.  Дело двигалось медленно. Но чем больше я погружался в тему, тем больше понимал что нужно делать не просто лыжи, а колёсно-лыжное шасси.  Заразил идеей подобной конструкции Олега Овсянникова и компанию Авион.  И  вот уже первые такие лыжи были спроектированы и установлены на самолёт Maule Михаила Шевелёва из Дзержинска.   Помню как мы ездили их ставить на аэродром Бабино под Нижним Новгородом.  

Maule из Дзержинска на лыжах: 

Потом уже КБ «АВИОН» сделал ещё несколько комплектов лыж. На лыжах залетал «Хаски» Игоря Колоколова, «RVшка»  Нехорошева Олега.  А я всё копил деньги… 

В то время, пока лыжи делались в Москве, в Перми Антон Краев тоже вовсю занимался проектированием и созданием лыж.  И тоже из дюраля.  Очень талантливый конструктор, пилот, он разработал несколько комплектов лыж на самые разные самолёты: Цессны от 150 до 337, Пайперы.  Мы познакомились, и Антон предложил сделать мне лыжи.  От колёсно-лыжного шасси на 150 Цессну он меня отговорил, по причине сильного утяжеления конструкции, что при наличии всего 100 сильного двигателя будет слишком большой нагрузкой для самолёта.

Но я очень хотел лыжи с тормозами.  Опять же, имея опыт полётов на Ан-2, я понимал, что без тормозов радиус разворота на накатанной ВПП или льду будет огромным.  И вот впервые на 150 Цессну были сделаны лыжи с тормозами, для привода которых были поставлены электрические актуаторы прям в тело лыжи. Очень эллегантное решение.  Площадь лыж была рассчитана для работы с целинного снега. Остро стоял вопрос о носовой лыже.  Если на самолётах с хвостовым колесом нет проблемы зарывания носовой стойки, то тут если носовая стойка провалится в снег, и не дай бог это произойдёт на скорости, то это приведёт к серьёзной поломке самолёта. Казалось бы - поставь побольше лыжу и всё отлично.  Но тут другая проблема - вращающийся винт и невозможность вынести носок лыжи далеко вперёд.  Удлинение лыжи тоже играет значительную роль в её качестве (короткая и широкая лыжа не будет работать). Помимо этих нюансов, работы Антона Краева показали, что на качество работы лыж очень сильно влияет загиб носка лыжи и высота оси вращения.  Также много тонкостей заключается в настройках угла установки лыж.   В 1930-х годах прошлого столетия были проведены объёмные исследования как конструкции так и аэродинамики лыж.  Но мало, очень мало материалов сохранилось на сегодня.  И многое пришлось познавать опытным путём.

И вот у меня уже появился комплект лыж от Антона!

Модель лыжи:

А вот уже лыжи на самолёте

Кит-набор

Электромеханизм 

Сборка 

Первые примерки

Установка электромеханизма 

На аэродоме сборка и доработка по месту: 

Впервые встал на лыжи 

Лето ушло на его сборку, в КБ АВИОН друзья помогли их собрать.  И вот осенью я привёз лыжи на аэродром.  Месяц по выходным ушло на изготовление и доводку узлов крепления тросов, пружин и резинок, подбор и регулировку.  Оказывается, помимо основных резинок обязательно должны стоять страховочные троса как спереди так и сзади.  Они должны обеспечивать с одной стороны свободу хода, а с другой спасти самолёт, в случае обрыва резинки или вырыва крепёжного болта. Я знаю несколько случаев аварий, когда порвалась резинка, а страховочного троса не было, и лыжа становилась поперёк потока или переворачивалась вверх полозом. Тормоза… это отдельная тема.  Как будут работать гребёнки?   Только испытания покажут.  

Первые пробежки, развороты я начал делать с ещё не подключенными тормозными механизмами.  Радиус разворота на обледенелой ВПП составил под 50м, если в режиме заноса делать разворот, то в 30м укладываешься.   А вот с гребёнками можно спокойно в 7-10м уложиться.  Но на пухляке тормоза не работают!

Первые подлёты для определния положения лыж, проводил с фото и видео фиксацией. Настя Носова очень сильно помогла, снимая положения лыж с параллельно двигающейся машины.


Первые полёты показали, что задранные вверх носки лыж страшно тормозят самолёт.  Он нехотя оторвался от ВПП, а дальше скорость плохо растёт, скороподъёмность 1,5 м/сек….   И это я один в кабине.   Потихоньку набираю 100м, делаю круг и на проходе разгоняю самолёт до 100 миль в час.  Мне нужно посмотреть хватает ли амортизаторов и пружин, чтобы лыжи не хлопали.  Всё в норме.
После посадки докладываю конструктору поведение,  Антон подсказывает как правильно выставить лыжи и как подобрать задние амортизаторы.

Проходит ещё неделя, снова регулировки и облёт.   И опять съёмки с земли.  Сегодня самолёт уже лучше летит, но в процессе регулировок слишком сильно опустили носки у основных лыж. Хорошо что летаем с обледенелой ВПП, там зарывания не будет.

Проходит ещё пару недель, я привожу тандера, которые ставлю на задние троса. Облёт, регулировка, и, вот, можно начинать следующий этап испытаний.  Прошлую неделю стоял мороз, выпало много снега, он очень лёгкий и пухлый.  Будем пробовать садиться и взлетать с него.  К сожалению бруствера на аэродроме не дают выехать на целину, поэтому взлёт с основной ВПП, а далее проход с касанием на целину, оценка как держит самолёт.  Всё в норме, следующий заход уже с посадкой.  Сажусь…  самолёт немного проседает и катится, нос хорошо задран.  Замедляюсь, самолёт немного проседает в снег и останавливается, даю газу - едем вперёд.  Уже хорошо.   Выключаю двигатель и выхожу из самолёта.  Нужно снаружи всё осмотреть.  Только я сошёл с лыжи, как тут же проваливаюсь в снег выше колен. В таком снегу тяжело пройти даже 10м.  А самолёт стоит как на постаменте. Носовая лыжа почти вся наверху, а основные под снегом. Ну что-же, попробуем развернуться и взлететь?

Забираюсь на лыжу, а с неё и в самолёт. Запуск и поехали.   Чтобы разгрузить нос штурвал полностью выбран на себя. Самолёт медленно едет, разворачивается, и вот передо мной впереди 2 км рулёжки.  Даю максимал, мотор выходит на взлётный режим, и самолёт медленно начинает разбегаться, покачиваясь как корабль на огромных волнах.  Выпускаю закрылки на 20 градусов и чувствую как лыжи уже почти вышли на глиссирующий режим!  Пошёл рост скорости и Цессна отрывается от земли. Мы летим!   

Потом уже на видео я увижу, что хвост самолёта уже почти был в снегу.  Так глубоко он сидел.  Разбег занял около 500-600м.

Следующее испытание будем проводить уже вдвоём.  Надо понять как самолёт на пухляке будет себя вести с максимальной загрузкой.

Взлёт с Юрой с ВПП и посадка на магистралку.  Самолёт проваливается в снег почти также как и когда я был один.  Рулит. Остановился.  Разворачиваемся и пытаемся взлететь.  Самолёт бежит, а скорость выше 25-30 миль не растёт, и он не поднимается.  Выпуск закрылков не помогает.   Так мы и пробежали 2 км.  Вылезли в конце магистралки из самолёта и провалились по пояс в снег.  С трудом развернули вручную самолёт.  Ну-с попробуем ещё раз.   И снова ползём по снегу.   Вылезая на свою колею самолёт пытается ускорится, но тут же снова спрыгивает в пухляк…   Видимо придётся Юру высаживать и взлетать одному.   Но дай-ка ещё раз по своим следам попробуем.

Третья попытка оказалась успешной.  Выскочив на свою лыжню самолёт пошёл в разгон и выпуском закрылков его удалось вырвать из снежного плена!  Всё, мы летим!!

Помню как на Ан-2 по той же методике накатки лыжни удавалось взлететь.  Но там 1000л.с., а тут всего 100.  

Да, лыжи на Цессне подшиты пластиком и это большое подспорье.  Они почти не примерзают.  

По результатам этих испытаний и доводок теперь я могу свободно летать на 150 Цессне на лыжах практически по любому снегу.  Вынужденная посадка в поле или на замерзшую реку будет безопасной, носовая лыжа прекрасно себя зарекомендовала.

За эту зиму лыжи были облётаны как на свежевыпавшем пухляке, так и на насте и льду.  Зарекомендовали себя — просто великолепно.  Однозначно следующие зимы самолёт будет эксплуатироваться только на лыжном шасси.   


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic