Рядом с красным Ан-2

Автомобиль или частный самолёт - на чём быстрее и дешевле?

Что выгоднее для путешествий? Самолёт или автомобиль? Большинство даже не задумываясь, ответят - автомобиль. В комментариях к отчетам по перелету достаточно часто встречаются утверждения, что самолет это очень дорого и по карману лишь богатеям. Отвечать каждому - сложно, да и без аргументов несерьезно.

Но пролетев достаточно продолжительный маршрут (см. «К морю на своем самолете - Тамань 2011»), решил очередной раз проанализировать экономику передвижения в России на собственном самолёте.


Прикурилсамолёт
Самолет тоже можно прикуривать. На а/д Волжанка


Основополагающим фактором для меня является то удовольствие, которое я получаю от путешествия. И конечно же путешествие на самолёте несравнимо красивее и интереснее путешествия на автомобиле. Но в каждом виде транспорта есть свои плюсы и минусы.

На автомобиле вы менее зависимы от погоды и можете доехать "от подъезда и до подъезда", но в то же время передвижение более утомительно и опасно. Конечно же можно передвигаться на общественных видах транспорта (самолёт, поезд, такси), но это скучно и зачастую не так удобно.

Передвигаясь на собственном самолёте приходится немного менять методику мышления подготовки к маршруту и его прохождения. Более тщательно планировать маршрут, одновременно анализировать достаточно много факторов: метеоинформацию, наличие топлива, рельеф местности, технические характеристики ВС, информацию по имеющимся ВПП по маршруту, их состояния, наличию друзей в тех или иных городах и т.д.

Однако при наличии навыка это очень интересное и увлекательное занятие. Полёт позволяет вживую познать географию тех мест, где вы побывали, познакомится с природой и узнать о ней много нового и интересного. Я часто думаю, как было бы здорово, если бы в школьные уроки географии можно было бы добавить капельку тех впечатлений, что я получаю во время полёта. Сомневаюсь, что такая география оставила кого-то равнодушной.

Ну а пока вернёмся к экономике. Признаю, выбранная методика далека от оптимальной - полноценно сравнивать перемещение на самолете и автомобиле достаточно затруднительно. Если есть мысли, как изменить методику оценки - поделитесь.


ВЖИК посадка
"ВЖИК" - посадка на а/д Конаково


В моём парке технических средств передвижения имеется автомашина ГАЗ-3110 "Волга" 1999г.в. и самолёт Cessna-150G 1967 г.в. Оба этих аппарата я обслуживаю своими силами, не прибегая к услугам сервисных центров и аттестованных специалистов. Основная стоимость технического обслуживания для меня сводится к стоимости запасных частей. Стоимость эксплуатации к расходам связанным с обеспечением ГСМ, стоимости стоянки, взлёта/посадки. Стоимость запчастей для Cessna сравнима со стоимостью запчастей для средней иномарки. Стоимость ГСМ вы можете оценить из нижеопубликованной сравнительной таблицы.

Дорога туда-обратно в цифрах: 35 часов полета и 613 литров топлива (фактические данные) против 109 часов и 557 литров (прогнозируемые значения) езды на автомобиле.

Для расчета маршрута и скорости движения автомобиля использована недавно появившаяся функция Яндекс.Карт по расчету маршрутов.




Ниже на картах показана дорога только туда - обратно маршрут был более простой (в таблице он начинается с даты 7.09).





























Кросс-пост в сообществе ru_aviation
Кросс-пост в сообществе ru_auto





Пара замечаний:
(-) при передвижении на общественном транспорте сразу же возникает проблема личных вещей;
(+) при передвижении на личнов автотранспорте есть возможность отклониться от маршрута и заехать туда куда взбрело левой пятке;
(+/-) на самолете надо знать все, и даже более, аэродромы по напрввлению движения (но для часто летающего - это не проблема вообще).

Моё мнение: самолет - это здорово и если есть возможность лететь самому, то это надо делать (!!!).
А сколько стоит перелет для двоих на самолете большой авиакомпании не узнавал? =))
Летали Москва-Сочи-Москва, так там 3 тыр билет туда стоил и 8 - обратно... S7
У других - по разному, но плюс минус деньги, минус-плюс обслуживание...
В плюсе общественного самолёта - до Сочи из Москвы долетает за два часа примерно и ему относительно плевать на погоду...
Таблички - это да, но хотелось-бы итоговые какие-то, что-бы в рядочек было:
самолёт свой, машина, поезд, самолёт авиакомпании

вместимость человек
вместимость килограмм
время поездки
стоимость поездки
стоимость ТС

Для поезда и самолёта вместимость и стоимость транспорта можно не указывать. ;)
С общественном транспортом, непонятно, по какой цене считать билеты? Как быть с тем что там четкое расписание и т.п. Думаю, такого сравнения не будет - слишком сложно его составлять.
Читаю Ваши повествования и понимаю, что у авиации в России есть будущее!
читая этот блог, окончательно утвердится в желании снова вернуться в небо!
Спасибо! Как бальзам на сердце! ;-)
Я верю и думаю, что частная авиация в России будет и достаточно быстро она разовьётся. Когда люди увидят, насколько это удобно и просто - наш народ залетает!
Несколько вопросов
На сколько изменятся цифры в случае полётов на керосине, ведь большинство ВС летают на нём?
Есть ли у нас аналог американской системы с обслуживания двигателя после определённого кол-ва SMOH/SPOH?
Какие временные затраты на подготовку у полёту по знакомому маршруту?
На керосине летают либо ВС имеющие реактивные двигатели, либо дизельные.
Да, вся техника обслуживается по наработке. Некоторые узлы и агрегаты ещё имеют календарный срок службы, например маслошланги.
По знакомому маршруту время на подготовку к полёту сводится к времени, необходимой на изучение погоды и подачу плана.
Получается "примерно" одинаковое количество топлива, но у самолетика меньше в разы затраты времени на дорогу.
А вопрос покупки автомобиля и получение прав - это одна сумма - мне примерно известна и понятна.
А покупка самолета и получение прав на авиатранспорт? какой минимум? Или тогда смотреть на аренду самолета?
2-3 местный б/у самолёт, в хорошем состоянии, в России Вам обойдётся от $50 тыс. (в США в $15-20)
обучение - от 500 руб/час инструктору (при обучении на своём ВС), до 10-15 тыс. руб/час в аэроклубе
ну считайте - 42 часа. а дальше на чём учится.
Самое бюджетное - это наверное планер. Ребята в районе Пятницы учат на планере. Цена где-то 3-4 тыр/час.
Челавиа - там 4-6 тыр/час. Если подписываетесь на программу обучения, то дешевле.
Можно придти в Конаково и научится на мотопланере летать. Цена около 6 тыр/час.

Где-то можно договорится за работу на аэродроме летать.

Если деньги позволяют, я бы рекомендовал Вам попробовать полетать в разных клубах, на разной технике, с разными инструкторами. Как пример:
1. Съездить в "Челавиа" http://www.chel-avia.ru/ - познакомиться, слетать ознакомительный полёт на итальянских самолётах;
2. Съездить в "Первый полёт" http://www.1polet.ru/ - слетать на пилотаж на Як-52;
3. Съездить в Конаково http://www.konakovo-aero.ru - слетать на мотопланере или гидросамолёте;
4. Если есть мысли и позволяют средства - слетать на вертолёте R-44 в клубе "Авиамаркет" http://www.vertolet.ru .

После того, как Вы определитесь на чём Вы хотите летать, где Вам больше понравился подход к обучению, более внимательный инструктор, Вас устроили цены на обучение - можно начинать учиться летать.
А какой двигатель стоит конкретно на этом аппарате? производитель разрешает лить туда 92-95-й бензин?
одно дело заправляться автомобильным бензином, а другое 100LL
На этой Цессне стоит мотор Continental O-200-A. Производитель допускает использование топлива с октаном 80-82 по моторному методу (аналог АИ-92). И только при эксплуатации ВС в коммерческих целях требуется эксплуатация на 100LL.
В принципе, покупая аппарат, нужно сразу выбирать с мотором рассчитанным под низкоактановый бензин, т.к. в нашей стране 100LL дорог, и есть далеко не везде.
Да, очень любопытно узнать входной порог. Стоимость обучения, где и почем можно стать владельцем самолета, как быть с обслуживанием, если руки растут из жопы...
2-3 местный б/у самолёт, в хорошем состоянии, в России Вам обойдётся от $50 тыс. (в США в $15-20)
обучение - от 500 руб/час инструктору (при обучении на своём ВС), до 10-15 тыс. руб/час в аэроклубе
ну считайте - 42 часа. а дальше на чём учится.
Самое бюджетное - это наверное планер. Ребята в районе Пятницы учат на планере. Цена где-то 3-4 тыр/час.
Челавиа - там 4-6 тыр/час. Если подписываетесь на программу обучения, то дешевле.
Можно придти в Конаково и научится на мотопланере летать. Цена около 6 тыр/час.

Где-то можно договорится за работу на аэродроме летать.

Если руки из жопы растут, как и с эксплуатацией авто, Вам придётся платить механику, который будет обслуживать Вашего питомца. ;-)
Ездил этим летом на машине по России. Проехал 5000км. Сжег 300 литров бензина.
Да машина хороша тем что куда захотел туда заехал.
Но если бы был выбор как путешествовать то однозначно самолет.
И гаишников в воздухе нет:) А диспетчер тебя не видит:)
Интервью
Андрей, очень интересно было прочитать твои посты по полеты.
После прочтения захотелось задать кучу вопросов.
Вопросы разные: есть сложные, есть простые, а есть просто дилетантские.
Но, думаю, ответы на все вопросы будет одинаково интересно прочитать как мне, так и читателям блога.

Вопросы такие.

По стоянке самолета.
- Самолет, как и автомобиль, когда он не летает должен где-то стоять (храниться). Расскажи, пожалуйста, как организуется стоянка самолета?
- Где он стоит зимой, в дождь, в град? Под открытым небом? В ангаре?
- Накрывается ли чехлом?
- Что делать, если сам находишься вдали от самолета, но срочно требуется его зачехлить, загнать под крышу? То есть существует ли какая-нибудь обслуживающая служба?
- Ну и банальный вопрос: cколько стоит стоянка в аэропорту? Сколько стоит стояночное обслуживание?

Интересные вопросы.
- Какие ГСМ используются? Оплачиваются ли услуги по заправке самолета?
- Возможна ли посадка сверхлегкой авиации в таких аэропортам как SVO или DME? И вообще в любом крупном аэропорту? Насколько это дорогое удовольствие? Как происходит этот процесс? А на военный аэродром возможно сесть?
- Зимние полеты. Обрабатывается ли самолет противообледенительной жидкостью?
- Как организуется мойка самолета?
- Можно ли вылететь заграницу и что для этого нужно?

Финансовые расходы.
- Какие расходы, кроме ГСМ, существуют?
- Оплачивается ли взлет/посадка? Как это происходит?
- Оплачивается ли стоянка?
- Оплачиваются ли услуги по заправке, обработке протовобледенителем и т.д.?

Внештатные ситуации.
- Полет в дождь. Несколько ли это штатная ситуация?
- Ситуация: в полете проявилась какая-нибудь техническая проблема (например, масло кипит или непонятная вибрация). Что происходит в этом случае?
- Что происходит, если появилась проблема на земле, но не в аэропорту базирования? Например, закрылок не выезжает?
- Есть ли возможность произвести посадку на обычное поле или луг? Практикуется ли?
- Есть ли возможность посадки на воду без лыж?
- Существуют ли какие-либо средства безопасности? Спасательный жилет? Световые ракеты? Может быть даже парашют? :)

По ремонту:
- У каждого агрегата самолета, видимо, есть техническая карта с параметрами обслуживания. Что происходит при наступлении очередного ТО по агрегату?
- Где покупаются запчасти? Как контролируется их качество? Документируется ли установка запчасти?
- Как производится замена каких-либо тяжелых или сложных запчастей? Требуется ли для этого специнструменты?
- Шасси. Сносился протектор. Легко ли его поменять? Есть ли запаска?
- Возится ли в самолете какой-нибудь походный ЗИП?
Re: Интервью
По стоянке самолета.
"- Самолет, как и автомобиль, когда он не летает должен где-то стоять (храниться). Расскажи, пожалуйста, как организуется стоянка самолета?"

Стоянка самолёта может выполняться на любом аэродроме. Если Вы не планируете летать в ближайший год-два, Вы можете его разобрать и хранить у себя в гараже. Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду под организацией стоянки - я постараюсь более подробно рассказать.

"- Где он стоит зимой, в дождь, в град? Под открытым небом? В ангаре?"

Всё зависит от конкретного владельца. У Вас есть деньги - Вы храните ВС в ангаре, нет денег - на открытой стоянке, крепко привязав его к земле. Самолёт для защиты от солнца и осадков желательно полностью чехлить.

"- Накрывается ли чехлом?"

Да, это делать очень желательно. Т.к. иначе выгорает краска, пластик теряет свои свойства.

"- Что делать, если сам находишься вдали от самолета, но срочно требуется его зачехлить, загнать под крышу? То есть существует ли какая-нибудь обслуживающая служба?"

Всё зависит от аэродрома на котором Вы храните свой самолёт. Я обычно его чехлю перед каждым отъездом. Т.е. всю неделю он у меня зачехлён. В случае нештатных ситуаций (град, ураган, пожар) все люди находящиеся на аэродроме принимают максимально возможные меры по сохранению базирующихся на аэродроме ВС. И тут уже никто не смотрит чей это самолёт. Спасают всё. По своему опыту, я Вам скажу, что отношения между людьми на аэродроме АОН больше похоже на хорошую дружбу.

"- Ну и банальный вопрос: cколько стоит стоянка в аэропорту? Сколько стоит стояночное обслуживание?"

Стоянка в аэропорту - может стоить совершенно по разному. Всё зависит от руководства. Например в Московских аэропортах цены просто фантастические, а например в Пулково люди и прилетают и ставят на стоянку свои самолёты АОН. Но целесообразнее, пока, базироваться на частных посадочных площадках, т.к. это более удобно и значительно дешевле. Стандартная цена в Московском регионе за стоянку на открытой площадке от 3 до 9 тыр. в месяц

"Интересные вопросы.
- Какие ГСМ используются? Оплачиваются ли услуги по заправке самолета?"

Всё зависит от типа двигателя на Вашем ВС. Основные виды топлива: АИ-92, 95, 100LL, керосин ТС-1
В аэропорту Вы оплачиваете заправку, на частном аэродроме можете сами привозить топливо в канистрах.

"- Возможна ли посадка сверхлегкой авиации в таких аэропортам как SVO или DME? И вообще в любом крупном аэропорту? Насколько это дорогое удовольствие? Как происходит этот процесс? А на военный аэродром возможно сесть?"

Можно сесть в SVO и DME, но счёт выставят огромный. Я бы не рискнул туда соваться. Может быть со временем, когда авиация общего назначения станет массовой политика и поменяется. А пока всё очень грустно..
на брошенный военный аэродром можно спокойно сесть, а на действующий нет (если у Вас только не в друзьяк командир ВЧ) - будет очень много крика.

"- Зимние полеты. Обрабатывается ли самолет противообледенительной жидкостью?"

Нет. срок действия у противообледенительных жидкостей маловат для длительного полёта. Плюс они ядовитые.
Зимой в мороз обледенения нет. Самое опасное время это поздняя осень, начало зимы. Когда воздух насыщен влагой и уже низкие температуры. Не стоит входить в облака в это время.


"- Как организуется мойка самолета?"
Ведро, тряпка или керхер и вперёд! ;-)

"- Можно ли вылететь заграницу и что для этого нужно?"
Можно, но пока сложно. Это повествование требует отдельного рассказа. Сейчас АОПА-Россия занимается пробиванием этого вопроса.


"Финансовые расходы.
- Какие расходы, кроме ГСМ, существуют?"

Вы ниже всё перечислили. ;-)

можно пару ламерских вопросов?

- в чем трудности полета на высоте 300м при нормальной видимости - ведь до земли еще далеко?
- кто-нибудь может начать "ставить вам палки в колеса" после ознакомления с вашей самодеятельностью во время полета(когда вы летели на 800м при согласованных 300м), например не дать в след. раз какие-нибудь разрешения на полет?
на 300м летом, днём обычно наблюдается болтанка. Прогретый воздух поднимается. Плюс жарко. на 1 км уже прохладнее, болтанка значительно меньше. Помимо этого, тут уже можно экономить топливо - обедняя смесь.

если ты сам не заявишь, что летишь на 800, никто не сможет доказать, что у тебя было 800, а не 300. ;-)
диспетчер может только видеть твоё направление, когда ты выходишь на связь.
Спасибо за пост
И за интересный рассказ о путешествии.
Давно хотелось летать, но не думал что у нас в стране это уже доступно для простых смертных.
Основной вопрос это конечно материальная возможность купить и содержать самолет.
Вы пишете, что б/у самолет в хорошем состоянии у нас стоит от 50 т.$. Пролистав яндекс нашел не так уж много предложений и в основном они начинаются от 100. Не дадите ли ссылочки на место, где есть предложения по продаже.
Также просьба может есть ссылка на форум посвященный легкой авиации - в яндексе не нашел.
Более конкретные цифры по обслуживанию Цесны можно привести?
1) Как часто (по налёту) производится замена деталей, фильтров, жидкостей, покрышек.
2) И какие цены на всё это?
3) А так же доступность купить всё это.
4) Какой расход масла и стоимость масла?
5) Цена парковки к примеру в радиусе 50-80 км от Москвы. Какая цена более менее сносная? Понятно что в Шереметьево будут дорого.

Буду благодарен за развёрнутый ответ, а ещё более благодарен за очень развёрнутый ))
Так же вопрос по допуску. Для обслуживания самолёта в Европе у техника должна быть лицензия и главное допуски на конкретные типа ВС и типы работ. Отсюда вопросы:
Разве в малой авиации такого нету и заменить к примеру фильтры и масло в стартёре может любой человек?
А так же проверяется ли ваш самолёт какими либо службами, или можно легко летать если ресурс какой либо детали исчерпан?
А я если не ошибаюсь видел этот самолет в Кудиново 12 числа.
Очень понравился :)
Да, мы с Александром (Russos) прилетали.
Спасибо, за тёплые слова.
Прочитал про Ваше путешествие. Восхищен.
Касательно того, что выгоднее\удобно. Думаю что придем к комбинированному пути. Если будет потребность у пилотов (т.е. если летать будут чаще), то появится услуга аренды машин, что собственно уже есть в крупных (международных) аэропортах.
Не раскрыта тема с разрешением на полёты. На машине как: сел и поехал! А на самолёте? Уведомления, согласования - как это обстоит? Высота? Пролёты над городами вроде как запрещены? Как связь с землёй осуществляется?
И вторая часть вопроса - грузоподъёмность самолёта. На машине ты не паришься и берёшь с собой кучу инвентаря и всяких развлекушек, а на самолёте?
Сейчас разрешение на полёт в пространстве "G" не требуется вообще. В нём можно передвигаться примерно так, как Вы передвигаетесь на машине. Если же планируете взлёт, посадку в пространстве "С" проводить, то надо подать за 2 часа заявку через сайт IVPRF.RU, а потом посмотреть - прошла ли заявка. Высота - над городами я стараюсь не летать. Зачем "бодрить" людей? Сейчас СМИ навязало людям, что самолёты опасны и многие панически боятся даже лёгкого самолёта.
Связь - по УКВ радиостанции, с соответствующим местным диспетчерским пунктом, аэродромом в чей зоне ты находишься.
Грузоподъёмность самолёта да, значительно меньше чем машины, но психология путешествия на самолёте несколько иная. Зная, что через 3 часа ты будешь в том месте, куда на машине тебе надо ехать день, начинаешь совершенно иначе относиться к путешествию. Например, я знаю, что могу летом сесть в самолёт слетать в Питер, погулять по нему и вечером вернуться в Москву. И мне хватит 1 дня. На Машине такое в принципе не возможно...