Рядом с красным Ан-2

Володарский Юрий Анатольевич - или рассказ о хорошем инструкторе

«Лётчики бывают смелые и… старые». Просто «смелые» не доживают до старости.
Это старая авиационная поговорка хорошо характеризует авиационную специфику. Либо ты летаешь аккуратно, с аппаратом всегда на «Вы», либо летать будешь недолго.

Хочу познакомить вас с одним из опытнейших инструкторов первоначального обучения – Юрием Анатольевичем Володарским. По состоянию на сегодняшний день он подготовил более 500 пилотов-планеристов и самолётчиков, многие из которых в итоге стали летчиками коммерческой авиации. Из этого количества - 50 девушек. Самому младшему из его курсантов на момент самостоятельного вылета было 13 лет, самому старшему - 60 лет. К слову, сейчас появилась тенденция, что учиться приходят люди "за 50", которые когда-то давно в молодости отказались от своей мечты летать. Примечательно, что среди людей осваивающих лётную науку можно встретить много людей совсем нетехнических специальностей, например, художников и архитекторов. Но и их Володарский ставит на крыло, хотя с несколько бОльшими усилиями.


Пилот-инструктор 1-го класса Володарский Юрий Анатольевич



Юрий Володарский - частица той кровеносной системы ДОСААФа, которая пронизывала всю страну и питала нашу авиацию новыми силами. С авиацией неразрывно связана вся его жизнь. Его пилотский универсализм поражает - освоены все типы существовавших в ДОСААФ летательных аппаратов - все планера (Бланик, Янтарь, ЛАК и их модификации), самолёты (Як-18Т, Як-52, Wilga, L-29), вертолёты. В 90-х участвовал в испытании мотопланера Россия АС-5 с убирающимся двигателем.

Юрий Анатольевич летать начал в ЮПШ (Юношеская планерная школа) на Тушинском аэродроме, параллельно учась в Московском авиационном техникуме по специальности мотостроение. Затем был 2-й Московский городской аэроклуб (2МГАК или, как сейчас, - 2МАК), поступление в Волчанское лётное училище (ВАУЛ, выпуск 1981) - единственное учебное заведение в Союзе, которое готовило летчиков-инструкторов.
А после выпуска - снова аэроклуб, но уже в роли инструктора. Принимал участие в воздушных парадах, проходивших над Тушинским аэродромом. В постсоветское время руководил аэроклубами, базировавшимися на аэродромах Мячково и других.

В авиационном сообществе дядю Юру представлять не нужно. Каждый раз, когда я рассказываю , что недавно летал проверочные с Володарским, люди восклицают «О, у вас на аэродроме летает Юрий Анатольевич? Да вам очень повезло!».

И действительно, нам реально повезло. Доверяя опыту дяди Юры я прошу его проверить мою технику пилотирования, после значительных перерывов, спрашиваю совета и помощи в процессе обучения моих друзей, интересуюсь особенностями тех или иных аппаратов, на которых он летал. Его мнение для меня и всех летающих на аэродроме является практически беспрекословным – как надо делать, чтобы полёты были полезными и безопасными.
Если я слышу от Володарского «а я бы сейчас не полетел, а подождал бы часика 3-4, когда похолодает» (такой совет я услышал летом прошлого года, перед облётом самолёта с только что установленным отремонтированным мотором), то это реальный повод не торопиться. Помню, как я его про себя благодарил за этот совет, переждав жару и взлетев по вечернему холодку.
Обучая ребят на ВЖИКе я вижу, что Володарский очень внимательно следит за процессом. Как бы невзначай, проходя мимо, может спросить, как и кто летал, что запомнил. А через пару дней, может позвонить и поинтересоваться «Как дела, какие выводы сделали из ошибок?» И тут же подсказать, на что обратить внимание. Иногда, когда у него есть кусочек свободного времени, мне удаётся уговорить его слетать проверочные полёты с моими курсантами. И после каждого такого полёта мы с жадностью слушаем все его замечания.

Вы спросите: Почему же Володарский летает на аэродроме в Конаково? А ответ прост - в Конаково базируется уникальный мотопланер «HK36 Super Dimona» (производства австрийской компании Diamond Aircraft). А дядя Юра, как профессиональный планерист – не может без парящих полётов. Если слетать на пилотаж сейчас можно практически на каждом аэродроме, то полёт на планере в Московской области это эксклюзив. А на мотопланере тем более - имея все преимущества планера, он лишен его недостатков – кончился восходящий поток, включил двигатель и полетел дальше. Кроме того, мотопланер не требует самолёта-буксировщика и даже сам может буксировать другой планер.
Если говорить упрощенным языком, Супер Димона безопаснее моего Вжика или Мушкетера Дениса в три раза. Такая цифра берется из сравнения аэродинамического качества – обычный самолет имеет около 6-7, Димона же – 30.
Неискушенный человек не отличит Димону самолёта. Для него это будет просто самолёт с большими крыльями. В принципе это недалеко от истины - этот великолепный паритель с двухместной кабиной и параллельной посадкой по своим характеристикам ближе к самолёту. Такой тип планеров называют турингами (Touring Motor Gliders). Подразумевая возможность их туристического применения.

Кстати, пилотаж на планере тоже возможен и он не менее эффектен и интересен, чем пилотаж на самолёте. Но для этого используются уже специальные планера. В Московской области такой планер летает в Серпуховском районе на аэродроме "Дракино". Посмотрите это видео - оно не оставит вас равнодушным.



Пилот познавший безмоторный полет, больше уверен в себе, потенциальный отказ двигателя не так страшит его. Улучшаются навыки расчета посадки. Можно сказать, что каждому пилоту, как начинающему так и опытному – будет полезно получить навыки пилотирования планера. Как показывает жизнь, навыки пилотирования планера полезны даже для пилотов аэрбасов. 150 человеческих жизней удалось спасти Чесли Салленбергеру, посадившему А-320 с отказавшими двигателями на воды Гудзона. Определенно можно утверждать, что именно опыт и навыки полученные при занятиях планерным спортом помогли ему совершить разворот на 180 градусов и произвести контролируемое приводнение 80-тонного аппарата. И все это с высоты лишь 1000 метров, имея нулевую тягу.



Володарский с курсантом на фоне планера Бланик


В СССР планера использовали для обучения летчиков - достаточно вспомнить лозунг "От модели - к планеру, с планера - на самолёт". Покрышкин в свою бытность авиатехником строил планера и летал на них. В качестве буксировщика используя автомобиль. Если обратиться к опыту вермахта, то в программе обучения пилотов все начиналось с планера. Самый титулованный ас вермахта - Эрих Хартман в юном возрасте учился летать на планере под руководством своей матери.
Специальные многоместные десантные планера активно использовались в Второй Мировой, как немцами (вторжение в Голландию и захват Крита), так и союзниками. Самое масштабные применения планеров состоялось во время высадки в Нормандии и Голландии. Количество десантников доставленных на планерах доходило до 15 тысяч. Для их высадки было задействовано 2500 планеров. В качестве буксировщиков использовали транспортные самолеты (основной были C-47 - 1300 штук) и бомбардировщики.

Планеризм и сейчас широко распространен в Европе - в Южных Альпах по выходным до 700 планеров находится в воздухе!




Юрий Анатольевич рядом с мотопланером Супер Димона (аэр. Конаково)


Димона в полёте



В КДП аэродрома Конаково



Катание детей (аэр. Конаково)



Взлёт (аэр. Конаково)



P.S. На заметку хозяину. Самая лучшая погода для парения в нашей полосе начинается тогда, когда начинает сходить снег - пахота быстро прогревается и даёт шикарные термические потоки. Именно в это время легче всего понять, что двигатель для настоящего полёта абсолютно не обязателен. Если вы готовы почувствовать себя орлом - добро пожаловать в Конаково. Дядя Юра с радостью подарит вам небо.




Про Конаково смотрите также:
Амфибия Super Petrel в Конаково. На ней также можно полетать.
• По тэгу Конаково



Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Пожалуйста. Есть много фото и видео с самой Димоны - там камеры на трех точках можно размещать, но пока не добрались до них.
Да, этот аппарат много, что позволяет. Буксировку баннеров, планеров. Причём внутри установлена лебёдка, сматывающая фал, после отцепки планера.
Приезжайте в Конаково! И полетаете и с аппаратом познакомитесь.