Перелёт Камчатка 2012 - Магадан - Охотск - Усть-Мая - Якутск (10 июля)
Утро в Магадане было солнечным.


Ранний подъём, и, быстро одевшись, мы мчались на аэродром. Ещё накануне было подано 3 плана по маршруту Магадан 13 – Охотск – Усть-Мая – Якутск (Покровск). Все они были приняты.


Поблагодарив Игоря и отзвонившись в Охотск Александру Казыму, мы вылетели из Магадана 13.
Погода шептала. Мы летели вдоль побережья Охотского моря. Горы сменялись на сопки, иногда появлялись очень уютные лагуны, устья рек, впадающих в море, надолго задерживали взгляд, заставляя их разглядывать. Глядя на всю эту красоту, даже не верилось, что Охотское море это суровое холодное море. Как же многогранна природа! А вот под нами начали проплывать болота и озёра. И снова горы выше нас.









Пролетаем населённый пункт Иня. Население села 366 чел.(2011). В море увидели первый корабль.



Ещё час полёта, и мы уже над Охотском.
Охотск — первый город и одно из старейших русских поселений на Дальнем Востоке. В 1647 году казаками под предводительством Семёна Шелковникова основано было зимовье, на месте которого в 1649 году поставлен Косой острожок.
В 1716 году Кузьма Соколов построил в Охотске первое судно и достиг морским путем Камчатки. Таким образом Охотск стал портом. Постоянный город и порт заложены в 1731 году Антоном Девиером.
Основная часть города расположена на косе. Аэропорт расположен на другой стороне реки.


Около Охотска есть брошенная ВПП

Вдоль побережья Охотска наблюдаем брошенные остовы кораблей. А вот и аэродром. Две ВПП – одна грунтовая, вторая металлическая.


Чувствуется, что здесь большой аэропорт. Оплачиваем аэропортовые сборы. Приезжает Александр, привозит бензин. О, боже! Что это? В 3 из 4 канистр бензин превратился в какую-то чачу. Выпал осадок, цвет стал белесым… Похоже, что в этих канистрах была какая-то химия раньше и её остатки так среагировали. Эх…

Друзья, если Вы забрасываете топливо в труднодоступные места – используйте всегда только новые канистры, крышки которых можно опечатать!!!
Принимаем решение брать только 2 канистры. До Усть-Мая должно хватить. Надеемся, мотор прожуёт. А впереди снова горы и труднодоступные места…
Разбегаемся по американке (металлическая ВПП), стуча зубами. И вот мы снова в небе. Набираем высоту, впереди горы, которые нужно преодолеть.
Времени на нормальный обед нет совсем. Питаемся сухими пайками фирмы "Сухпаёк.рф". Скажу честно - действительно вкусно и питательно, при этом можно употреблять в холодном виде.

Где-то на середине маршрута, находясь уже на территории Якутии, средь гор наблюдаем золотодобывающие посёлки Бриндакит, Солнечный, Югорёнок. В посёлках Солнечный и Югорёнок есть аэродромы. Это наши запасные аэродромы! Посёлки расположены в бассейне реки Алдан.



Судя по карте, скоро горы должны закончится, и дальнейший полёт будет проходить над тайгой. Постепенно прямо по маршруту мы начинаем различать столбы дыма. Это лесные - пожары. Якутия горит! Подлетаем ближе и ужасаемся. Виден открытый огонь. Столбы дыма поднимаются на высоту нескольких километров. Дым очень плотный. Пока нам удаётся обходить эти очаги, мы спокойны и ещё не знаем, что нас ждёт дальше.



Пожары в Якутии
Подлетая к Усть-Мая слышим, что там кипит активная жизнь. Нас догоняет L-410, который тоже летит в Усть-Мая. Диспетчер точно определяет наше удаление и курс. В районе Усть-Мая наблюдается дымка. Горизонтальная видимость не более 2 км. Точно выходим на посадочный курс и садимся.

КДП Усть-Мая




Здание аэропорта Усть-Мая

ВПП в Усть-Мая грунтовая, состояние хорошее. Когда попадаешь на этот аэродром, складывается твёрдое ощущение, что ты переместился в машине времени в 40-е года, когда действовал АлСиб: полевой аэродром, деревянное здание КДП из рубленного бруса, регулярно взлетающие и садящиеся самолёты. Причём полёты не останавливаются даже в таких экстремальных условиях. Диспетчер - как в боевых действиях – постоянно принимает сводки о лесных пожарах.

Для нас специально привозят топливо. С бензином в Якутии нам помогает Слойк Александр Степанович и компания ОАО АК «Якутскэнерго» http://www.yakutskenergo.ru. Чтобы нас заправить в Усть-Мая, бензин специально неделю везли на теплоходе!
При оплате аэропортовых сборов нам предлагают заплатить ещё и за метеоинформацию. Приходится отказаться, т.к. ценник просто негуманный: если все аэропортовые сборы составляют 1,5-3 тыс. рублей, то метеоинформация - 5 тыс. руб. Я не знаю, откуда такие драконовские тарифы появились, но они практически на каждом аэродроме. И очень хотелось бы узнать, кто именно в Москве придумал такие грабительские расценки, т.к это напрямую вредит авиации и развитию всей отрасли. В итоге люди просто отказываются от услуг метеорологов на местах и пользуются своими источниками. Женщины-метеорологи прекрасно понимают, что это неадекватные цены, но у них указание сверху. Нас снова спасает Владимир (Corvus), сообщая погоду. Так же информацию даёт Руслан Третьяков из Якутска.
Вылетаем из Усть-Мая. Набрав 50 метров высоты попадаем в дым такой плотности, что перестаём видеть землю.



Вот тут я вспомнил Александра Михайлова (Лодочника) и ЧелАвиа (см. отчет про подготовку). Как в тот момент я был им благодарен за тренировки по приборным полётам на тренажёре!
Мы с Олегом попеременно по 10 минут управляем самолётом. Самолёт окутывают клубы разноцветного дыма – то белый, со сизый, то чёрный. При этом плотность дыма такая, что зачастую не видно законцовки крыла. Т.е. фактически видимость менее 5м! Также к полностью приборному полёту добавляется значительная турбулентность от восходящих потоков горячего воздуха. Только выровнял самолёт и поставил на курс – получаешь приличный пинок, и самолёт стоит с креном градусов 30, на кабрировании, да ещё и курс убежал градусов на 20. Снова выправляешь его. Такой полёт продолжался более 1,5 часов. За 50 км от Якутска дым стал менее плотный, мы снизились на 500м – под нами стала видна земля.
В дополнение к приборному полёту в дыму у нас появилась тряска двигателя. Вибрация ощущалась на штурвале, педалях и шла по всему планеру самолёта. В Якутске надо было смотреть, что стряслось под капотом у нашей Цессны.
Заходим на посадку в Покровск – аэродром ДОСААФ в 70 км от Якутска. Нас встречают друзья - Руслан Третьяков, Сергей Скорняк, звонит Александр Степанович Слойк и Архипов Виталий Александрович. Все переживали за нас. Со всех сторон - приглашения в гости. Гостиница уже забронирована. Как-то даже неудобно: разорваться мы не можем, приходится благодарить людей и отказываться.

Нас забирает Руслан – везёт к себе в новый дом. Вечер проходит за рассказами о путешествии.
Руслан угощает нас деликатесом – строганиной из северной рыбы.

•Анонс перелёта (май 2012 года)
•Подготовка и спонсоры
•Анонс презентации перелёта "АЛСИБ для АОН"
•Отчёт с презентации перелёта и вылета на Камчатку
•День первый
•День второй (подготовка)
•Дни третий и четвертый (5-6 июля)
•Петропавловск - Усть-Хайрюзово (8 июля)
•Усть-Хайрюзово-Магадан (9 июля)
•Магадан - Охотск - Усть-Мая - Якутск (10 июля)
•Якутск (11 июля 2012г)
• Якутск - ремонт двигателя (12 июля)
• Отчёты за этот период в стадии написания
• Анонс прилёта в Шереметьево
• Прилёт в Шереметьево (ruspotting.net)
• Мы прошли пятёркой над Шереметьево!
• О Шереметьево и малых формах.
• Перелёт Камчатка — Москва — Санкт-Петербург
Абсолютно все материалы и фотографии моего авторства публикуются в интернете под свободной лицензией и могут быть использованы в любых целях (в т.ч. коммерческих, а также для создания материалов на их базе) без согласования со мной.
Т.е. я отказываюсь от авторских, связанных и смежных прав на свои произведения. Вы просто берете что нужно и загружаете куда нужно - это может быть Википедия, ваш личный блог, газета, где вы работаете и пр. При возникновении вопросов и сомнений - обращайтесь, если нужны файлы оригинального размера с фото и видеокамер, то также пишите. Если напишете, где использовали - будет здорово.


Ранний подъём, и, быстро одевшись, мы мчались на аэродром. Ещё накануне было подано 3 плана по маршруту Магадан 13 – Охотск – Усть-Мая – Якутск (Покровск). Все они были приняты.


Поблагодарив Игоря и отзвонившись в Охотск Александру Казыму, мы вылетели из Магадана 13.
Погода шептала. Мы летели вдоль побережья Охотского моря. Горы сменялись на сопки, иногда появлялись очень уютные лагуны, устья рек, впадающих в море, надолго задерживали взгляд, заставляя их разглядывать. Глядя на всю эту красоту, даже не верилось, что Охотское море это суровое холодное море. Как же многогранна природа! А вот под нами начали проплывать болота и озёра. И снова горы выше нас.









Пролетаем населённый пункт Иня. Население села 366 чел.(2011). В море увидели первый корабль.



Ещё час полёта, и мы уже над Охотском.
Охотск — первый город и одно из старейших русских поселений на Дальнем Востоке. В 1647 году казаками под предводительством Семёна Шелковникова основано было зимовье, на месте которого в 1649 году поставлен Косой острожок.
В 1716 году Кузьма Соколов построил в Охотске первое судно и достиг морским путем Камчатки. Таким образом Охотск стал портом. Постоянный город и порт заложены в 1731 году Антоном Девиером.
Основная часть города расположена на косе. Аэропорт расположен на другой стороне реки.


Около Охотска есть брошенная ВПП

Вдоль побережья Охотска наблюдаем брошенные остовы кораблей. А вот и аэродром. Две ВПП – одна грунтовая, вторая металлическая.


Чувствуется, что здесь большой аэропорт. Оплачиваем аэропортовые сборы. Приезжает Александр, привозит бензин. О, боже! Что это? В 3 из 4 канистр бензин превратился в какую-то чачу. Выпал осадок, цвет стал белесым… Похоже, что в этих канистрах была какая-то химия раньше и её остатки так среагировали. Эх…

Друзья, если Вы забрасываете топливо в труднодоступные места – используйте всегда только новые канистры, крышки которых можно опечатать!!!
Принимаем решение брать только 2 канистры. До Усть-Мая должно хватить. Надеемся, мотор прожуёт. А впереди снова горы и труднодоступные места…
Разбегаемся по американке (металлическая ВПП), стуча зубами. И вот мы снова в небе. Набираем высоту, впереди горы, которые нужно преодолеть.
Времени на нормальный обед нет совсем. Питаемся сухими пайками фирмы "Сухпаёк.рф". Скажу честно - действительно вкусно и питательно, при этом можно употреблять в холодном виде.

Где-то на середине маршрута, находясь уже на территории Якутии, средь гор наблюдаем золотодобывающие посёлки Бриндакит, Солнечный, Югорёнок. В посёлках Солнечный и Югорёнок есть аэродромы. Это наши запасные аэродромы! Посёлки расположены в бассейне реки Алдан.



Судя по карте, скоро горы должны закончится, и дальнейший полёт будет проходить над тайгой. Постепенно прямо по маршруту мы начинаем различать столбы дыма. Это лесные - пожары. Якутия горит! Подлетаем ближе и ужасаемся. Виден открытый огонь. Столбы дыма поднимаются на высоту нескольких километров. Дым очень плотный. Пока нам удаётся обходить эти очаги, мы спокойны и ещё не знаем, что нас ждёт дальше.



Пожары в Якутии
Подлетая к Усть-Мая слышим, что там кипит активная жизнь. Нас догоняет L-410, который тоже летит в Усть-Мая. Диспетчер точно определяет наше удаление и курс. В районе Усть-Мая наблюдается дымка. Горизонтальная видимость не более 2 км. Точно выходим на посадочный курс и садимся.

КДП Усть-Мая




Здание аэропорта Усть-Мая

ВПП в Усть-Мая грунтовая, состояние хорошее. Когда попадаешь на этот аэродром, складывается твёрдое ощущение, что ты переместился в машине времени в 40-е года, когда действовал АлСиб: полевой аэродром, деревянное здание КДП из рубленного бруса, регулярно взлетающие и садящиеся самолёты. Причём полёты не останавливаются даже в таких экстремальных условиях. Диспетчер - как в боевых действиях – постоянно принимает сводки о лесных пожарах.

Для нас специально привозят топливо. С бензином в Якутии нам помогает Слойк Александр Степанович и компания ОАО АК «Якутскэнерго» http://www.yakutskenergo.ru. Чтобы нас заправить в Усть-Мая, бензин специально неделю везли на теплоходе!
При оплате аэропортовых сборов нам предлагают заплатить ещё и за метеоинформацию. Приходится отказаться, т.к. ценник просто негуманный: если все аэропортовые сборы составляют 1,5-3 тыс. рублей, то метеоинформация - 5 тыс. руб. Я не знаю, откуда такие драконовские тарифы появились, но они практически на каждом аэродроме. И очень хотелось бы узнать, кто именно в Москве придумал такие грабительские расценки, т.к это напрямую вредит авиации и развитию всей отрасли. В итоге люди просто отказываются от услуг метеорологов на местах и пользуются своими источниками. Женщины-метеорологи прекрасно понимают, что это неадекватные цены, но у них указание сверху. Нас снова спасает Владимир (Corvus), сообщая погоду. Так же информацию даёт Руслан Третьяков из Якутска.
Вылетаем из Усть-Мая. Набрав 50 метров высоты попадаем в дым такой плотности, что перестаём видеть землю.



Вот тут я вспомнил Александра Михайлова (Лодочника) и ЧелАвиа (см. отчет про подготовку). Как в тот момент я был им благодарен за тренировки по приборным полётам на тренажёре!
Мы с Олегом попеременно по 10 минут управляем самолётом. Самолёт окутывают клубы разноцветного дыма – то белый, со сизый, то чёрный. При этом плотность дыма такая, что зачастую не видно законцовки крыла. Т.е. фактически видимость менее 5м! Также к полностью приборному полёту добавляется значительная турбулентность от восходящих потоков горячего воздуха. Только выровнял самолёт и поставил на курс – получаешь приличный пинок, и самолёт стоит с креном градусов 30, на кабрировании, да ещё и курс убежал градусов на 20. Снова выправляешь его. Такой полёт продолжался более 1,5 часов. За 50 км от Якутска дым стал менее плотный, мы снизились на 500м – под нами стала видна земля.
В дополнение к приборному полёту в дыму у нас появилась тряска двигателя. Вибрация ощущалась на штурвале, педалях и шла по всему планеру самолёта. В Якутске надо было смотреть, что стряслось под капотом у нашей Цессны.
Заходим на посадку в Покровск – аэродром ДОСААФ в 70 км от Якутска. Нас встречают друзья - Руслан Третьяков, Сергей Скорняк, звонит Александр Степанович Слойк и Архипов Виталий Александрович. Все переживали за нас. Со всех сторон - приглашения в гости. Гостиница уже забронирована. Как-то даже неудобно: разорваться мы не можем, приходится благодарить людей и отказываться.

Нас забирает Руслан – везёт к себе в новый дом. Вечер проходит за рассказами о путешествии.
Руслан угощает нас деликатесом – строганиной из северной рыбы.

Перейти к ← предыдущей | следующей → части отчёта.
Оглавление
•Анонс перелёта (май 2012 года)
•Подготовка и спонсоры
•Анонс презентации перелёта "АЛСИБ для АОН"
•Отчёт с презентации перелёта и вылета на Камчатку
•День первый
•День второй (подготовка)
•Дни третий и четвертый (5-6 июля)
•Петропавловск - Усть-Хайрюзово (8 июля)
•Усть-Хайрюзово-Магадан (9 июля)
•Магадан - Охотск - Усть-Мая - Якутск (10 июля)
•Якутск (11 июля 2012г)
• Якутск - ремонт двигателя (12 июля)
• Отчёты за этот период в стадии написания
• Анонс прилёта в Шереметьево
• Прилёт в Шереметьево (ruspotting.net)
• Мы прошли пятёркой над Шереметьево!
• О Шереметьево и малых формах.
• Перелёт Камчатка — Москва — Санкт-Петербург
Абсолютно все материалы и фотографии моего авторства публикуются в интернете под свободной лицензией и могут быть использованы в любых целях (в т.ч. коммерческих, а также для создания материалов на их базе) без согласования со мной.
Edited at 2012-07-27 04:22 pm (UTC)
Крыло - да я как-то не задумывался. В принципе на 4 развороте оно действительно загораживает ВПП, но это не критично.
На низкопланах свои недостатки.
Челавиа - хорошая компания! Постарайся попасть к Мезенцеву Владиславу. Я его давно знаю - очень хороший человек и инструктор.
Edited at 2012-07-27 04:48 pm (UTC)
А можно для наглядности и антуража побольше полетной карты.
Поэтому в настоящее время у меня просто нет возможности публиковать карты. Если Вас интересует именно топография тех мест - Вы можете приобрести карты у Авиакоминфо. Либо, возможно, я как-нибудь попрошу у Олега на неделю карты и какие-то места отсканирую.
Особенно интересный с рабочими пометками.
Если у вас будет возможность - обязательно слетайте в те края!
C чем связана такая тяга к кириллице?
Да и на борту написано 1327G, а там Г?
Про метео удивлен, что вообще за эту инфу берут деньги. Ведь эта служба на полном гособеспечении за счет наших с вами налогов. И независимо от того летает кто или нет, метеослужба продолжает работать и выдавать прогнозы - это ведь безопасность прежде всего, а не коммерческая информация для зарабатывания денег. А не подать ли в какую-нибудь прокуратуру официальный запрос о правомочности платы за эту информацию?
Желаю вам успехов! И с нетерпением жду продолжения.
как рад видеть его у Вас в журнале!!!
Потрясающее путешествие!
По воле судьбы работаю в Авиалесоохране Якутии... 2012 год не забудется никогда. Это был очень сложный год. Сам лично учавствовал в тушении лесных пожаров с воздуха. "Бомбил" с Бе-200ЧС Хабаровского центра, в том числе у себя на Родине. Пожары тушим, но если бы не идиотское рапределение по зонам мониторинга (слава доблестному Рослесхозу и его мертворожденному дитяте - Лесному кодексу (чтоб дети у создателя сего перла были такими же корявыми и ущербными!!! Чтоб у этой женщины причинное место отсохло, откуда она его народила, УРОДИНА ЮГОРСКАЯ!!!)), тушили бы всё подряд, спасая и сохраняя для нас и наших детей, внуков и правнуков НАСТОЯЩЕЕ БОГАТСТВО. Пресловутый "2 уровень КМ" предусматривает тушение ЛП только во время ЧС, либо при угрозе населённым пунктам. Сердце кровью обливается, когда видим такие картины, а сунуться не можем, поскольку государству нашему глубоко наплевать. А сие наплевательство оно прикрывает своими "унутренними органами", дабы неповадно было тратить денужку государственну на непотребное... Тьфу, мля... Срамота!!!
Мне тоже было тяжело и грустно смотреть на то, что оставляет за собой огонь. И я не представляю, что за ад для зверей творился там на земле... Правда я думал, что справится с такими пожарами практически не реально даже с помощью Бе-200.
Если не сложно, расскажите, как вообще строится система борьбы с пожарами. Как принимается решение на тушение того или иного участка, как выбирается участок реки для забора воды, да и вообще расскажите пожалуйста про 2012 год.
Прошу прощения :) Только сейчас заметил, что наш диалог
Попробую ответить "кратко", но сомневаюсь, что содержательно:
1. зверь от пожара успевает уйти. По крайней мере, ни одной живой (ни , слава богу, мёртвой) души наблюдать не приходилось. Всё-таки инстинкт самосохранения - сильная штука. Одно плохо - любому живому существу, будь то зверь, птица или человек, всегда тяжело срываться с насиженного места не по своей воле;
2. Бе-200 - машина замечательная, но она не способна тушить пожары самостоятельно. Внизу обязательно должны присутствовать наземные силы. В пожароопасный сезон 2013 года мне удалось поработать на этой машине у посёлка Светлый, Мирнинского района Якутии. Работали с тем же экипажем, что в прошлом году (КВС - Уваров Ю.Н., АСЦ ДВРЦ МЧС), на тушении крупного пожара угрожавшего Светлому. Внизу работали ребята из резерва центральной базы авиалесоохраны. Мы сдерживали с воздуха кромку, пока они копали опорную минерализованную полосу и производили от неё встречный отжиг. Все вместе сработали на отлично. Нам удалось удержать кромку, а ребятам - спокойно отжечься и ликвидировать её. Там, где такая тактика не применялась, ощутимых результатов получить не удалось: тупой слив воды на кромку без последующей обработки наземными силами - деньги на ветер и нулевой результат. Ранее пробовали применять Ил-76 с ВАП-2, но толку от него, как от козла молока. Где-то в степных регионах от него толк может быть и есть, но в условиях тайги, что при коротких, что при средних плечах доставки воды к кромке пожара, результат никакой. Впрочем, и Бе-200 не всегда можно применить эффективно даже при наличии наземных сил. Всё зависит от полноты древостоя и типа леса;
3. О системе борьбы с лесными пожарами говорить можно бесконечно. Одно скажу: она имеет разительные отличия в зависимости от территории. У нас в Якутии, с её необъятными просторами, тушением лесных пожаров занимаются специализированные организации: авиалесоохрана (в которой я имею честь работать) и пожарно-химические станции, занимающиеся тушением лесных пожаров в районах применения наземных сил и средств. У нас в авиалесоохране работают парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, лётчики-наблюдатели. В соответствии с регламентами, с начала и до конца пожароопасного сезона, проводится авиапатрулирование охраняемой территории. Своей авиации, как таковой, у авиалесоохраны Якутии нет, поэтому приходится пользоваться услугами авиакомпаний. В случае введения режима ЧС на территории республики к тушению привлекаются силы и средства МЧС (пока только авиация).
4. Тушение лесных пожаров производится в обязательном порядке в зонах авиационного мониторинга (районы применения авиационных и наземных сил и средств). В зоне космического мониторинга первого уровня - по решению органа власти в области лесных отношений субъекта Российской Федерации (в Якутии им является Департамент по лесным отношениям). В зоне космического мониторинга второго уровня - по решению субъекта (КЧС и ОПБ Республики). Причём решение о частичном или полном тушении лесных пожаров во 2КМ принимается в случае возникновения прямой или потенциальной угрозы населённым пунктам и объектам экономики, расположенным в непосредственной близости от лесного пожара.
5. Если рассматривать вопрос о принятии решения о тушении конкретного пожара, то здесь принимаются во внимание несколько факторов: удалённость от акватории пригодной для забора воды, наличие сил и средств пожаротушения, рельеф местности и вид лесонасаждений. Достаточными условиями для работы ВС типа Бе-200 при заборе воды являются приемлемые для безопасного подхода, приводнения, забора воды, взлёта с поверхности и отхода размеры акватории и зоны забора, а также наличие достаточной вертикальной и горизонтальной видимости (не менее 2000 м.). Для сброса воды - лишь бы горки не крутые и не высокие. А так, аэродинамическое качество машины ТАКОЕ, что она крутится как лещ на сковороде. Как разбогатею - обязательно куплю себе такую машинку... На рыбалку по северам Якутии гонять... :):):)
Вот такой вот сумбур по поводу и без него :)
Кстати, БОЛЬШУЩИЙ ПРИВЕТ Мишке Зорькину от Василия Бачьева :) Жаль, что он больше не работает у нас в Якутии. Надеюсь, когда-нибудь (в самое ближайшее время) встретиться с ним "за рюмкой чая" и вспомнить (есть что, но это уже другая тема).
Edited at 2013-09-13 04:08 pm (UTC)
В догонку к предыдущему :)