В солнцезащитных очках

Погоду надо уважать и уметь ждать или полёт на вертолёте к Онеге.

Кольский полуостров манил всегда романтикой настоящего Севера, суровостью природы, уникальным климатом. В том году мне удалось полетать над ним, восхититься его красотой, но вот ступить на него не удалось.





Хорошо, не получается на самолёте – полетим на вертолёте. Тут то уж точно долетим и сядем. Так наивно думал я.
Мечта побывать на Кольском, взглянуть хоть одним глазом на Баренцево море, живёт в душе и у моего друга – Алексея Пинаичева. Уже не первый раз мы вместе путешествуем. Алексей показывает мне удивительные уголки природы. То на Корвете мы летали на озёра и в Колязин, а теперь появилась возможность на вертолёте.
Алексей за пол года начал готовится к этому путешествию. Прорабатывал маршрут, забросил топливо.
И вот – на Кольском наступила весна. По прогнозу погоды у нас должно быть окно на 3 дня. Решено – вылетаем в понедельник, в среду нужно вернуться.
5:30 утра – встреча на аэродроме, надо успеть дойти до обеда в Петрозаводск, т.к. в нашем регионе ходят грозы.
В Москве погода отличная!
Пересекаем р.Волгу в районе Талдома.

Под нами табун диких лошадей

р. Медведица

Земля ещё спит, укрытая одеялом из тумана

Старая церковь

Ещё одна

И вот перед нами гроза. Пока она чуток в стороне, и мы ее должны обогнать, но краешек всё-же цепляем. Гроза образовалась не сегодня, она очень мощная…


На своей шкуре изучаем что такое первый и второй шквал перед грозой. Тем более, что природа позволила нам это увидеть глазами. Я впервые вижу, как шквал перед грозовым облаком имеет визуализацию.




Второй шквал

Шквал - вид снизу

Природа очень красива


Приземляемся в глухой деревушке на дозаправку. Бочка с бензином ждёт нас.
«Захар» трудяга. Воры украли у него все медные трубки тормозной системы. Но он всё-равно на ходу. Пункты скупки металла – бичь нашей страны. Многие деревни остались без света и вымерли, только потому, что воры снимали провода…

Когда-то здесь жили люди

Вышка для охоты со снайперской винтовкой

р.Молога

Красота природы





И вот мы снова в небе. Ветер встречный – 20 км/ч, поэтому жмёмся к земле, тут тише.
Болота, болота. Вначале страшно, потом привыкаешь лететь над этой трясиной. Даже начинает завораживать красота болот, игра красок, рассматриваешь звериные тропы, и понимаешь, что в случае вынужденной посадки отсюда никуда не выйти – трясина на километры, а то и на десятки км вокруг.











Из болота начинается река

Здесь прошёл ураган

Но вот уже и Онежское озеро.
Тут раньше был мост

А здесь проходила дорога

Дача Карела. Он нас ждёт, хранит для нас топливо. Это наш друг в Петрозаводске!



Заправка, горячий чай с бутербродами.
Карел предупреждает, что впереди в районе Кеми непогода, но мы решаем попробовать прорваться, тем более что мы же на вертолёте – везде подсядем.
Летим над Онегой.

Под нами рыбные хозяйства, где разводят форель. Ух ты! Сколько её тут!

А вот и Юлькин остров. Тут погибли Ян и Марина…

Под нами идёт яхта под парусом

Погода скисает, облачность всё ниже…
Впереди Медвежегорск. Моросит противный дождик.


Проходим ещё 50 км… Всё… дальше идти нельзя
Облачность смыкается с верхушками деревьев, дождь уничтожает горизонтальную видимость.
Звоню в Кемь – там аналогичная погода.
Разворачиваемся – сесть тут и что дальше? Это не гроза, это затяжная бяка с неба.
Решаем вернуться к Карелу, и переночевать в Петрозаводске.
Карел усмехается при виде нас – это Север, тут погода с характером!
Утром выглянув из окна гостиницы – Онега спокойная, облачность высокая, ура – летим.
Добираемся до Карела на такси и чем мы ближе к его дому, тем становится страшнее. Ветер усилился, на Онеге серьёзная волна.
Что это?
И снова усмехается Карел. Вид из гостиницы – на залив, он за мысом, там всегда тихо.
А ветер то северный… метров 12-15 в секунду. Против такого ветра мы будем ползти и нам банально не хватит топлива… Что делать?
Сколько у нас времени? - спрашиваю я Алексея.
До среды. В среду обязательно нужно быть в Москве. – отвечает Алексей.
Ок, тогда без вариантов. Непогода уляжется только к вечеру, за один день мы не успеем дойти до Баренцева моря, и вернуться в Москву.
Значит – домой! Домой либо пережидать погоду, либо пытаться пробиться.
Алексей торопиться… Ну тогда летим.
Вылетаем, путевая 220 км/ч, ветер в спину.


Пролетели Онежское озеро и снова нижняя кромка всё ниже, из леса стоят белые столбы облаков. А это плохой знак… значит скоро облака «лягут на землю».

И точно, впереди холмы на которых облака лежат. Пытаемся обойти. Я смотрю запасные аэродромы. Вариант –только Питер и ближайший запасной на удалении 200 км. Проходим болота и вот какой-то посёлок на берегу реки. Заход, осмотр, посадка на краю, около реки.

Алексей тут же достаёт удочки, резиновые сапоги и идёт ловить рыбу на р.Оять!

р.Оять

А я как воробей, прыгая с камушка на камушек (я то в кроссовках, а трава мокрая), замираю на ближайших развалинах с фотоаппаратом. «Гулять» нам тут часа два, не меньше – пока всё протянет…
Разглядывая развалины нахожу огромный череп. Лошадь, да нет, не лошадь… тут рога были, у лошадей вроде как их не бывает. Ну значит будет лосём!


Попрыгав около вертолёта – решаю идти в посёлок, нужно найти магазин и купить конфет!
Меня, как городского жителя, восхищает и притягивает внимание каждая постройка в посёлке. Ведь интересно, как живут тут люди? Колодцы, дома, сараи. Видно, что посёлок ухоженный, люди заботятся о нём. Все, кто мне встречаются по дороге – здороваются, ну я конечно тоже. Так непривычно… Хотя умом я понимаю, что здесь людей не много живёт и наверняка все друг-друга знают. Плюс я выгляжу несколько не стандартно в этих местах. Кожаная лётная куртка, синие штаны.





Магазин оказывается закрытым. Ещё нет 9 утра.
Но зато рядом почта с очень интересной вывеской «Почта СССР». Фотографирую её. И тут же из-за спины слышу вопрос: «с какой целью фотографируете?».
Как с какой? Да тут же такая уникальная вывеска! Такую сейчас только в музее встретишь, а у вас тут на почте она!
А у нас ещё и музей есть!
Да не может быть?
Знакомимся – передо мной староста посёлка.
Я рассказываю, что мы по погоде тут приземлились. Летели из Петрозаводска в Москву и прижало.
Меня ведут в музей, который специально открывают.

Да, забыл рассказать, что приземлились мы в удивительном месте – посёлке Курба, где живут Вепсы (Чудь). Это малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. Вот повезло, так повезло!



Музей просто уникальный. Такого кол-ва старинных вещей, я давно не встречал. Причём всё расставлено со вкусом, всё можно рассмотреть и даже потрогать.
Действующий жёрнов

Например жёрнов действующий, на нём даже есть следы от муки! Делаю для себя ряд открытий – как работает жёрнов, как делали сапоги, какие раньше были рукомойники, что оказывается можно помыться и в печке. Об этом мне рассказывает хранительница музея – Светлана Ивановна.

Рукомойник

Скажу я Вам – люди здесь очень добрые и открытые, как впрочем, и везде в России. Чем дальше от крупных городов, тем добрее и отзывчивее люди!
Староста посёлка и хранитель музея.

Алексей снимает с крючка нашу добычу

Погода улучшается и нам снова пора в путь домой.
К сожалению через сотню км нас снова прижимает и опять мы садимся… Потом опять взлетаем и снова посадка, теперь уже не по облачности, а по горизонтальной видимости, которой просто нет – льёт дождь, да такой, что из вертолёта не выйти. Обсуждаем с Алексеем, что если погода не сжалится, то придётся ночевать в палатке рядом с вертолётом. Я засыпаю в кресле под шум дождя.


Проснулся от тишины. Дождь закончился, можно лететь!
Сергиево-Посадская лавра.

А вот так люди избавляются от мусора в Сергиево-Посадском районе. Его просто сваливают за деревьями…

Вихрево – ВПП

Погода позволяет нам добраться до дома в этот день. Хороший урок мы получили!





Всё написанное является художественным научно-приключенческим произведением.
Интересно.

А как часто и насколько дорого делать ТО этому вертолёту? Это же Робинсон 22, да?
ТО делается каждые 50 часов. Это R-44.
Насколько дорого - незнаю, позвоните в Авиамаркет или в Аэросоюз, думаю, что они подробно всё Вам расскажут.
Какие у вас всегда приключения интересные. И самое главное - неожиданные. Удачно в музей вот попали, видели шквал!
Здорово! И хорошо, что все сложилось именно так, хоть и пришлось много раз пережидать и до моря в этот раз не долетели..
Спасибо за интересный рассказ и фото. Болота и правда завораживают, как и вся северная природа.
кайф! еще бы карту полета приложить с привязкой фото по номерам.
Очень большая проблема привязать фото какой-нибудь речушки к треку. Иногда я заморачиваюсь, координирую время на фотоаппарате со временем по GPS, и потом начинаю накладывать фотки на трек, ища место. Говорят, что есть какие-то приблуды к фотоаппарату, которые автоматически в фаил пишут GPS координаты снимка.
А давайте я Вам на Ваши летательные аппараты Трекер поставлю...
Трек полета будет писаться на сервер, а потом Вы сможете его использовать, выкладывать в ЖЖ, например...

Если интересно - пишите в личку. Расскажу все подробно и покажу.</p>

P.S. Да, с восхищением наблюдаю за Вашими перелетами.

У нас есть трекер, даже два. Алексей летает со SPOT, я сейчас начал эксплуатировать InReach. Оба трекера - спутниковые, к сожалению обычные GSM трекеры для авиации малоподходят.

Вот трек с InReach:
А кстати не расскажете про InReach, как он по сравнению со СПОТом, особенно применительно к полётам?

а репортаж супер! очень необычное мероприятие, так вот взять и полететь к Баренцеву морю - жаль, что не добрались в этот раз.



Edited at 2014-06-12 05:45 am (UTC)
InReach значительно лучше SPOT.
Преимущества:
1. Возможность настроить частоту передачи координат 1 раз в 2 минуты. (SPOT-2 передаёт 1 раз в 10 минут, SPOT-3 можно настроить на передачу 1 раз в 2 или 2,5 минуты, но это стоит доп. денег)
2. Возможность обратной связи - через InReach можно отправить и принять смс.
3. Более устойчивая связь, т.к. InReach использует спутники иридиум.

Недостатки:
1. Дороже чем SPOT-3 в два раза (spot-3 = $150, InReach SE = $300), по абонентской плате примерно одно и то же, как и SPOT-3.

Очень хорошо сравнил трекеры Игорь Гуржуенко в своей экспедиции "Россия-360" http://heliex.ru/marshrut/
Спасибо! Кстати, а по вашим наблюдениям, в России у SPOTа часто проблемы со связью бывают?
Да нет, работает он вроде. Бывают иногда задержки до 30-40 минут, но в общем система работает.
Мои отлично работают на вертолетах и разных Цеснах :)
Ваши трекеры работают через спутник или GSM канал? Если через GSM, то для авиации они не подходят!
Фотографии грозы и болот просто завораживают. Мусор конечно тоже впечатлил-абсолютно недоступно для понимания. Очень интересно про вепсов. Спасибо за рассказ.
В который раз убеждаюсь в том что наша страна очень красивая. Особенно с воздуха. Отличное путешествие, прекрасные фото.
Отлично! Даже не смотря на то, что конечная цель, вроде, и не достигнута - всё равно отлично вышло!

Фотографии грозы особенно хороши. У нас, в Нижнем, с Откоса грозовой фронт тоже очень эффектно выглядит, если идёт из-за реки, но на ваших кадрах высота всё ж поболе 90 метров будет...
очень интересный отчет и потрясающие фотографии. Музей просто покорил!
Андрей, спасибо за интереснейший рассказ и прекрасные картины Севера!
Все ваши экспедиции невероятно интересны, к тому же вы - прекрасный рассказчик. В последнее время редко успеваю прочитать всё вовремя, но храню до лучших времён и в свободное время отрываюсь.
Хорошая у вас работа, замечательные друзья и душевный журнал!
Красота!
Какие места!
Спасибо
Обожаю ваши отчеты о полетах, читаю как приключенческую книгу. Но меня всегда интересует аспект расхода топлива как на цессне, так и на робинсоне, сколько в итоге уходит топлива на полет.
Спасибо Вам за добрые слова.

Расход:
Cessna-150 = 22- 25 л/час
R-44 = 60 л/час
Вы же видите, что это работа художника, а не документалиста. ;-)