Рядом с красным Ан-2

Ремонт гидроаккумуляторов Ил-14.

К сожалению этой зимой полёты на Ил-14 не проводились. Но работы по проекту восстановления Ил-14 продолжаются уже в спокойном темпе.
Наступило время доводки самолётов, когда выполняется плановый ремонт систем и агрегатов. На очереди гидросистема самолётов, а именно гидроаккумуляторы.




Краткое описание параметров и назначения гидросистемы самолёта Ил-14.
Гидравлическая система самолета предназначена для выпуска и уборки шасси, закрылков, торможения, питания автопилота и стеклоочистителей.

Схема гидросистемы


При нормальном функционировании систем шасси, закрылков, тормозов и др. все агрегаты работают от общесамолетной гидравлической системы. Азотная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней ноги шасси, аварийного торможения и наземной зарядки азотных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении 110 кГ/см2.
Источником энергии гидросистемы служат два шестеренчатых гидравлических насоса НШ-13, установленных по одному на правом и левом двигателях.
В гидросистеме имеются четыре гидроаккумулятора (два обслуживают шасси, закрылки и стеклоочестители и тормоза, один - тормоза и один - систему автопилота).
Во время нормальной работы насосов и малых расходов жидкости в системе в гидроаккумуляторах накапливается энергия путем сжатия азота. Эта энергия автоматически используется в дополнение к энергии, развиваемой насосами НШ-13, для ускорения выпуска и уборки шасси, закрылков и торможения. Когда производительность насосов падает или вовсе прекращается (из-за отказа), то гидроаккумуляторы позволяют рулить с торможением или убирать закрылки.
Гидроаккумуляторы необходимы и на случай бездействия системы. При нахождении гидросистемы в состоянии покоя автоматы разгрузки переключают гидронасосы на холостой ход, а гидроаккумуляторы компенсируют падение давления в системе, вызываемое утечками, чем уменьшают частое переключение насосов с холостого хода на рабочий. Также гидроаккумуляторы поглощают и устраняют гидравлические толчки и пульсации давления жидкости.
Рабочей жидкостью системы является минеральное масло АМГ-10, заливаемое в гидробак. Полная емкость гидробака 84 л. Полная емкость системы по количеству заправляемой жидкости -114 л.


Устанавливаются гидроаккумуляторы на правом борту служебного отсека. Гидроаккумуляторы общей сети и тормозов имеют одинаковую конструкцию. Несколько отличается от них только гидроаккумулятор автопилота, который выполнен из дюраля.
По конструкции гидроаккумулятор Ил-14 представляет собой стальной цилиндр с полусферическими донышками. Внутри цилиндра двигается стальной поршень. На поршне установлены два уплотнительных резиновых кольца круглого сечения. Ёмкость гидроаккумулятора составляет 8л.

Конструкция гидроаккумулятора


Большой запас энергии в гидроаккумуляторах сети позволяет быстро выпустить или убрать шасси в случае отказа одного гидронасоса или в полёте с одним работающим двигателем. В этом случае время подъёма или выпуска шасси увеличивается на полторы-две секунды.

Воздушные камеры гидроаккумуляторов заряжаются через воздушные редукторы азотом до давления 70 кг/см2, гидроаккумулятор тормозов 45 кг/см2.

За время прошедшее, с последнего заводского ремонта гидроаккумуляторов, резиновые кольца на поршне и уплотнительные кольца в крышке гидроаккумуляторов стали умирать. В гидробаке слышалось бурление, прорывающегося азота, зарядка воздушных камер гидроаккумуляторов упала.

Гидроаккумуляроты был демонтированы с самолётов и перевезены на Тушинскую авиаремонтную базу.

Для их разборки были специально заказаны и изготовлены компанией “Сигма-Тех” ключи. Они вырезаны из толстой листовой стали, при помощи высокого давления воды. К слову сказать, качество реза водой значительно выше, чем лазером! Особенно это достоинство проявляется при резе больших толщин, цветных металлов, и неметаллов.



Один из ключей необходимо было делать разрезным. К этой задаче подключился Дима Синёв, который выполнил эти сварные и доводочные работы за один вечер.





Наступил долгожданный момент разбора гидроаккумулятора. До сего момента мы его изучали только по книжкам и инструкциям, но что окажется внутри?

Стравив давление с помощью специального приспособления из верхней азотной камеры, мы приступили к отворачиванию крышки. Предварительно были нанесены маркером метки, отмечающие положение крышки относительно баллона.


И вот крышка поддалась и мы её отвернули! Из баллона торчал поплавок.


Как его достать? Надо дать небольшое давление в воздушную камеру. Подключили компрессор и с помощью продувочного пистолета подали воздух. Поплавок стоял. И вдруг раздался взрыв! Это выстрелил поплавок. С потолка капало масло, все мы были тоже в нём. Вот чёрт. Небольшое давление, даже на такой, вроде бы небольшой площади может быть опасным. При дальнейших разборах мы снова и снова “стреляли” поплавком, только вот роль мишени у нас выполняла деревянная доска. Масло, находившееся в верхней камере предварительно сливали. К сожалению другой возможности достать поплавок просто нет.



Резиновые кольца гидроаккумулятора были замерены и выбрав удобный момент я рванул на Щёлковскую. Там располагается офис компании “Валькар”, которая производит самые разнообразные резинотехнические изделия.
Нужные кольца изготовлены! Теперь мы можем перебрать 6 основных гидроаккумуляторов (с двух самолётов).



Обеспечив практически стерильную чистоту на рабочем верстаке пошла сборка. Внутренняя полость баллона промыта бензином и смазана АМГ-10, она хромирована и нанесён хон.



Поплавок без уплотнения проверен на движение внутри цилиндра (от руки). Установлены новые уплотнительные кольца на поплавок и крышку. Все кольца и резьба обильно смазаны минеральной смазкой AeroShell Grease 6 (аналог нашего Циатим-201).

Начинаем сборку. Аккуратно заправляем поплавок в баллон. Его нельзя перекашивать, иначе просто заклинит. Далее также очень аккуратно, в вертикальном положении заправляем и наварачиваем крышку. Она садится очень плотно. В одиночку такую работу не сделать! Только вдвоём, в 4 руки.

К сожалению в наших условиях проверку на полное давление в 180 атм мы произвести не можем. Воздухом это делать нельзя, по правилам безопасности, а гидростанции у нас пока нет.

Гидроаккумулятор собран! В азотную камеру заливается 200 мл гидромасла АМГ-10.

Медная шайба под клапаном оджигается и устанавливается на место. Оджигать нужно обязательно, что-бы сделать её на время мягкой.

Теперь с него нужно смыть старую краску и заново покрасить, после этого зарядить азотом. В дальнейшем мы немного изменили технологию. На смывку старой краски гидроаккумуляторы поступают сразу по приезду на Тушинскую авиаремонтную базу и только после этого они перебираются.








Покраска гидроаккумулятора тоже не простая задача в наших условиях. Вначале растворителем и обезжиривателем протирается вся окрашиваемая поверхность, после этого наносится слой грунта Body, даётся сушка в течении 3 часов, и после этого два слоя полиуретановой краски. Финишной операцией является нанесение чёрных или жёлтых полос (указывающих в какой сети работает гидроаккумулятор) и нанесение таблички с параметрами и датой ремонта.




Вы можете поддержать проект восстановления и сохранения в лётном состоянии легендарных самолётов Ил-14!

Заходите на наш сайт - IL-14.RU


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Вот, Андрюха, взял и лазер "опустил" (
Это разные инструменты, каждый полезен по своему.
Гидроабразивной резкой ты не вырежешь в Д16АТ S=6мм
отверстие Ø2мм (сразу круглое) под нарезку резьбы.

да и вообще... мокрое это дело!
Не, ну а качество реза ты сравни! После лазера край и после воды... Толщину реза, материалы которые можно резать. Лазер - дешевле, ну и тонкие листы хорошо резать, а в остальном водорезка рулит! ;-)
Спасибо, Андрей! Всё подробно и понятно и интересно, ну и главное, что результативно. И вроде ничего сложно на первый взгляд, но трудозатраты приличные выходят ...
Андрей, как интересно вы рассказываете! Даже такие сугубо технические детали читаются, как захватывающий детектив!
Спасибо!
удивлен, что всего лишь нш-13, он же совсем слабенький. резинки делали по образцу?